Данная работа посвящена исследованию методической эффективности урока по теме "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства", на примере деятельности выдающегося чтеца первой половины ХХ века Василия Качалова, творчестве поэтов-шестидесятников и современных исполнителей.
Мировая художественная культура является одним из ценнейших достояний современного общества. Творить искусство всегда было привилегий людей, воспринимающих мир глубже, чем его окружение, способных привлечь внимание к незамеченным проблемам, воззвать к духовному миру человечества, напомнить о высших моральных ценностях своим современникам. Целью каждого педагога на уроках мировой художественной культуры является привлечение учеников к культурному наследию. Ученики должны научиться оценить и воспринять произведения искусства, с целью расширения их мировоззрения и душевного обогащения. Важность изучения методов преподавания, внедрение в педагогическую практику современных методик преподавания с целью повышения эффективности занятий обуславливает актуальность данного исследования.
Истоки художественного чтения уходят далеко в глубь веков. Пройдя долгий путь развития художественное чтение приобрело свой собственный язык выразительности, который при должном восприятии завораживает и захватывает слушателя. Художественное чтение, как и любой вид творчества, воспринимается во всей своей полноте только подготовленным зрителем. В настоящее время наблюдается спад интереса общественности к чтению, что влечет за собой отвыкание от литературного слова, и, как следствие, невозможность восприятия художественного чтения. Исходя из всего выше сказанного становится очевидным важность воспитания у школьников культуры восприятия художественного слова.
урок методическая эффективность аудитория
Целью исследования является разработка урока на тему "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства" и проверка его методической эффективности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
произвести анализ источников, определяющих необходимое и достаточное содержание и обоснование методики урока по теме "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства";
наработка необходимого и достаточного содержания для полноценного раскрытия темы урока;
разработка методики урока;
проверка дидактической эффективности разработанного содержания и методики.
Для проведения исследования были использованы общенаучные методы: систематизация библиографических источников, компаративный метод исследования, анализ литературного материала, синтез и обобщение информации из различных литературных источников и интернет-ресурсов, сравнение, репродуцирование артефактов.
Базой для исследования являлись 7-е классы средней общеобразовательной школы №12 г. Гомеля.
Основными источниками информации, описывающие физиологические и психологические возрастные особенности являются труды Ирины Юрьевны Кулагиной и Роберта Семёновича Немова.
В монографии Кулагиной И.Ю. "Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет" подробно описывается динамика развития ребенка с рождения до 17 лет, выявляются закономерности и факты детского развития. При подготовке урока и дальнейшем проведении исследования была полезна информация, касающаяся раннего подросткового возраста. Автор подробно описывает психическое и физиологическое развитие ребенка в данном возрасте, изменения в самоощущении в окружающем мире, реакции подростка, объясняется причина сложности отношений подростков с взрослыми, аргументируется важность общения подростка с его сверстниками.
В монографии Немова Р.С. "Психология: том 2 "Психология образования" описываются особенности возрастного развития детей, их обучения и воспитания. Автор рассматривает основы психодиагностики, организация и функционирование психологической службы в системе образования, личность и совершенствование деятельности учителя. При проведении исследования наиболее полезной была информация, раскрывающая особенности общих и специальных возможностей подростка, изменений в его мышлении.
Иван Павлович Подласый проводил исследования в области педагогических знаний, в своих работах он дал теоретическое обоснование педагогическому процессу. Его труды по теме обучения освящают такие вопросы как: цели и задачи обучения, мотивация, факторы и закономерности, технологии процесса обучения. Из монографии "Педагогика: том 2, теория и технологии обучения" были почерпнуты теоретические сведения о классификации методов, их подробное описание. Следует отметить, автор излагает теорию доступно и компетентно, что говорит о его личностных незаурядных педагогических способностях, благодаря чему чтение результатов данного исследования мотивирует к изучению педагогики и самой педагогической деятельности.
В монографиях [2, 3,6] значительное внимание уделяется раскрытию понятия художественное слово, его теоретической и практической составляющей.
Мария Осиповна Кнебель в своей монографии "Слово в творчестве актера" уделяет особое внимание, как видно из названия, именно речевым средствам выразительности. Автор приводит фразы Константина Сергеевича Станиславского о важности настройки речевого аппарата для полноценного использования тех самых средств выразительности: "На сцене актер нередко глубоко и тонко чувствует, но при передаче своего переживания он до неузнаваемости уродует его грубым воплощением неподготовленного телесного аппарата" [2, стр.36]. В данной книге приведены примеры выразительности голосоведения, логической паузы, ударения и т.д. Автор рассказывает о сравнении Станиславского К.С. сценической речи с живописью: "В живописи передают глубину картины, то есть ее третье измерение. Оно не существует в действительности - в плоской раме с натянутым холстом, на котором пишет художник свое произведение. Но живопись создает иллюзию многих планов. Они точно уходят внутрь, в глубину самого холста, а первый план точно вылезает из рамы и холста вперед, на смотрящего. У нас в речи существуют такие планы, которые дают перспективу фразы. Наиболее важное слово ярче всех выделяется и выносится на самый первый звуковой план. Менее важные слова создают целые ряды более глубоких планов". Данный пример был использован в уроке, т.к. он хорошо иллюстрирует важность речевых средств выразительности и для актерского исполнения, и для чтения или публичного выступления.
Монографии Козляниновой И.П. "Сценическая речь" и Шагидевич А.А. "Сценическая речь" более подробно раскрывают речевые средства выразительности с технической стороны, а именно дикция. Здесь же подробно описаны методы проработки речевого аппарата.
Интернет-ресурсы позволили показать видеоролики выступлений художественного чтения, для знакомства ребят с творчеством выдающихся чтецов, речевыми средствами выразительности на практике, провести анализ просмотренных выступлений, научить ребят воспринимать такой редкий на сегодняшний день вид творчества.