Анализ методической эффективности урока

Современное образование » Анализ методической эффективности урока

Данная работа посвящена исследованию методической эффективности урока по теме "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства", на примере деятельности выдающегося чтеца первой половины ХХ века Василия Качалова, творчестве поэтов-шестидесятников и современных исполнителей.

Мировая художественная культура является одним из ценнейших достояний современного общества. Творить искусство всегда было привилегий людей, воспринимающих мир глубже, чем его окружение, способных привлечь внимание к незамеченным проблемам, воззвать к духовному миру человечества, напомнить о высших моральных ценностях своим современникам. Целью каждого педагога на уроках мировой художественной культуры является привлечение учеников к культурному наследию. Ученики должны научиться оценить и воспринять произведения искусства, с целью расширения их мировоззрения и душевного обогащения. Важность изучения методов преподавания, внедрение в педагогическую практику современных методик преподавания с целью повышения эффективности занятий обуславливает актуальность данного исследования.

Истоки художественного чтения уходят далеко в глубь веков. Пройдя долгий путь развития художественное чтение приобрело свой собственный язык выразительности, который при должном восприятии завораживает и захватывает слушателя. Художественное чтение, как и любой вид творчества, воспринимается во всей своей полноте только подготовленным зрителем. В настоящее время наблюдается спад интереса общественности к чтению, что влечет за собой отвыкание от литературного слова, и, как следствие, невозможность восприятия художественного чтения. Исходя из всего выше сказанного становится очевидным важность воспитания у школьников культуры восприятия художественного слова.

урок методическая эффективность аудитория

Целью исследования является разработка урока на тему "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства" и проверка его методической эффективности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

произвести анализ источников, определяющих необходимое и достаточное содержание и обоснование методики урока по теме "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства";

наработка необходимого и достаточного содержания для полноценного раскрытия темы урока;

разработка методики урока;

проверка дидактической эффективности разработанного содержания и методики.

Для проведения исследования были использованы общенаучные методы: систематизация библиографических источников, компаративный метод исследования, анализ литературного материала, синтез и обобщение информации из различных литературных источников и интернет-ресурсов, сравнение, репродуцирование артефактов.

Базой для исследования являлись 7-е классы средней общеобразовательной школы №12 г. Гомеля.

Основными источниками информации, описывающие физиологические и психологические возрастные особенности являются труды Ирины Юрьевны Кулагиной и Роберта Семёновича Немова.

В монографии Кулагиной И.Ю. "Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет" подробно описывается динамика развития ребенка с рождения до 17 лет, выявляются закономерности и факты детского развития. При подготовке урока и дальнейшем проведении исследования была полезна информация, касающаяся раннего подросткового возраста. Автор подробно описывает психическое и физиологическое развитие ребенка в данном возрасте, изменения в самоощущении в окружающем мире, реакции подростка, объясняется причина сложности отношений подростков с взрослыми, аргументируется важность общения подростка с его сверстниками.

В монографии Немова Р.С. "Психология: том 2 "Психология образования" описываются особенности возрастного развития детей, их обучения и воспитания. Автор рассматривает основы психодиагностики, организация и функционирование психологической службы в системе образования, личность и совершенствование деятельности учителя. При проведении исследования наиболее полезной была информация, раскрывающая особенности общих и специальных возможностей подростка, изменений в его мышлении.

Иван Павлович Подласый проводил исследования в области педагогических знаний, в своих работах он дал теоретическое обоснование педагогическому процессу. Его труды по теме обучения освящают такие вопросы как: цели и задачи обучения, мотивация, факторы и закономерности, технологии процесса обучения. Из монографии "Педагогика: том 2, теория и технологии обучения" были почерпнуты теоретические сведения о классификации методов, их подробное описание. Следует отметить, автор излагает теорию доступно и компетентно, что говорит о его личностных незаурядных педагогических способностях, благодаря чему чтение результатов данного исследования мотивирует к изучению педагогики и самой педагогической деятельности.

В монографиях [2, 3,6] значительное внимание уделяется раскрытию понятия художественное слово, его теоретической и практической составляющей.

Мария Осиповна Кнебель в своей монографии "Слово в творчестве актера" уделяет особое внимание, как видно из названия, именно речевым средствам выразительности. Автор приводит фразы Константина Сергеевича Станиславского о важности настройки речевого аппарата для полноценного использования тех самых средств выразительности: "На сцене актер нередко глубоко и тонко чувствует, но при передаче своего переживания он до неузнаваемости уродует его грубым воплощением неподготовленного телесного аппарата" [2, стр.36]. В данной книге приведены примеры выразительности голосоведения, логической паузы, ударения и т.д. Автор рассказывает о сравнении Станиславского К.С. сценической речи с живописью: "В живописи передают глубину картины, то есть ее третье измерение. Оно не существует в действительности - в плоской раме с натянутым холстом, на котором пишет художник свое произведение. Но живопись создает иллюзию многих планов. Они точно уходят внутрь, в глубину самого холста, а первый план точно вылезает из рамы и холста вперед, на смотрящего. У нас в речи существуют такие планы, которые дают перспективу фразы. Наиболее важное слово ярче всех выделяется и выносится на самый первый звуковой план. Менее важные слова создают целые ряды более глубоких планов". Данный пример был использован в уроке, т.к. он хорошо иллюстрирует важность речевых средств выразительности и для актерского исполнения, и для чтения или публичного выступления.

Монографии Козляниновой И.П. "Сценическая речь" и Шагидевич А.А. "Сценическая речь" более подробно раскрывают речевые средства выразительности с технической стороны, а именно дикция. Здесь же подробно описаны методы проработки речевого аппарата.

Интернет-ресурсы позволили показать видеоролики выступлений художественного чтения, для знакомства ребят с творчеством выдающихся чтецов, речевыми средствами выразительности на практике, провести анализ просмотренных выступлений, научить ребят воспринимать такой редкий на сегодняшний день вид творчества.

Навигация