Изучение временных отношений у детей начинается во многих программах с 3-х лет. При этом, занятия или тематические игры, как правило идут в комплексе с другими темами. Как указывалось выше, основной целью таких занятий является научить детей «чувству времени». Первые шаги – это знакомство детей с временными наречиями «сегодня», «вчера», «завтра», с частями суток. Постепенно, в старших группах уже проходят дни недели, календарь и часы.
Ниже приведены основные задачи развития временных отношений у дошкольников (Таблица 1), которые даны в разных педагогических программах, а также рассмотрена методика подобного обучения по Программе воспитания и развития детей в детском саду» для разных возрастных групп разных групп.
Таблица 1 - Задачи развития временных представлений у дошкольников в различных программах воспитания и обучения в ДОУ
Задачи развития временных отношений |
Программа воспитания и обучения в детском саду (Программа…, 2007) |
Методика развития понятий временных отношений по Е.В. Колесниковой. (Колесникова, |
Программа «Детство» (Детство…, 2004) |
Программа «Радуга» (Радуга…, 2010) |
Младшая группа 3 – 4 года |
Учить ориентироваться в контрастных частях суток (утро-вечер, ночь – день) |
Научиться определять время суток, иметь представления о временах года и днях недели. |
Знакомство с временными отношениями посредством изучения временных отношений сначала/потом, раньше, позже, знакомство с временем суток. | |
Средняя группа 4 – 5 лет |
Расширять представление о частях суток, объяснить значение слове «сегодня», «завтра», «вчера» |
Повторение предыдущего материала. Знание частей суток, понятие времен года. |
Временные отношения изучаются в последовательности частей суток, дается целостное представление о сутках. Изучаются временные отношения: сегодня, вчера, завтра. | |
Старшая группа 5 – 6 лет |
Дать представление о целостности суток, учить последовательность событий (объяснять понятия «раньше», «позже», какой день был «вчера, какой будет «завтра») |
Научится устанавливать временные отношения; познакомится с календарем и часами. |
Измерение времени с помощью календаря и песочных часов |
Формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год. Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени - час, минута, секунда, их соотношением по длительности*. Закреплять представление о годичном цикле смены времен года, их характерных признаках*. Знакомить детей с календарем. |
Подготовительная группа 6 – 7 лет |
Дать понятия о днях недели, месяцах и годе, дать понятие о необратимости времени, уметь различать длительность интервалов (1, 5, 10 минут и 1 час), уметь определять время по часам с точностью до часа. |
Определение времени по часам, работа с календарем, учить определять время с точностью до получаса. |
Обобщение и повторение уроков. Понятие годового хода, суток, дней недели. Повторение изучения календаря. |
Формирование у детей личной заинтересованности, желания научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и пр.); планирование своей деятельности и жизни; показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека. |