Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах

Современное образование » Особенности развития представления о времени у дошкольников » Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах

Страница 1

Методики развития временных отношений подробно описаны в работах Т.И. Ерофеевой, А.А. Столяра, Л.С. Метлиной, Т.Д. Рихтермана и др. В данной работе приводится краткий обзор по программе «Программе воспитания и обучения в детском саду» на основе работы А.А. Столяр. Существует несколько аспектов данных методик, которые отражают постепенное развитие аналитического аппарата ребенка:

1) ознакомление детей с частями суток,

2) ознакомление с календарем,

3) формирование понимание временных последовательностей.

В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми формами временных представлений. Ознакомление детей с частями суток по «Программе обучения и воспитания детей» начинается во второй группе. Задача воспитателя – научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. Т.к. конкретным определителем времени у детей является их деятельность, то при обучении обозначения части суток должно ассоциироваться у них с конкретной деятельностью. В качестве основы обучения выбирают те действия ребенка, которые имеют большую ежедневную повторяемость, обусловленную режимом жизни. Это приход в детский сад, завтрак, обед, послеобеденный сон, игры, ужин и т.д. Занятия проводить рекомендуется в виде беседы: воспитатель спрашивает детей что они делают утром, вечером, днем и т.д.; когда приходят в садик, когда одеваются и раздеваются и т.п. При этом особое внимание уделяется правильному произношению словесных обозначений частей суток.

Для закрепления используют дидактический материал, который представляет собой картины с определенной деятельностью, которая связана с конкретным временем суток. Проводится чтение стихов, рассказов, в которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка. Используются и логические словесные игры. Например: в игре «Пропущенное слово» воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а обедаем…?».

В средней группе происходит дальнейшее закрепление полученных знаний. Расширяется содержание дидактического материала. Обращают внимание не только на деятельность детей, но и на деятельность взрослых (вечер – дети с балкона наблюдают вечернюю улицу, папа после работы смотрит телевизор, мама расстилает постель и т.д.). Детям также предлагается выбирать картинки, которые соответствуют определенному времени суток. В играх также постепенно расширяется показ разнообразной деятельности, дети наблюдают улицы и людей утром, днем и вечером на прогулках. После того, как у ребят закрепились деятельные ассоциации времени суток, воспитатель сосредотачивает внимание на объективных показателях, которые символизируют время: положение солнца, цвет неба и т.п. С этой целью проводятся прогулки, на которых дети учатся наблюдать изменения характеристик суточного хода. Закрепляется материал на 4-х рисунках, где изображено заходящее или восходящее солнце, звезды, и т.п. – соответствующие признаки каждой части суток. Карточки показываются одновременно и дети наблюдают отличия между ними. Следующим шагом является выбор и соотношение вида деятельности и объективных признаков времени суток. Так, дети на карточки с изображением утренней деятельностью прикрепляют квадратик с обозначением соответствующей части суток (для утра – голубой, для дня – желтый, для вечера – серый, для ночи – черный). Это необходимо для более успешного закрепления полученных знаний, т.к. дети легче воспринимают конкретный цвет в качестве носителя информации.

После того как дети усвоили название частей суток, научились их определять по характерным объективным показателям и правильно называть их можно приступить к уточнению знаний о смене суток. При этом раскрывается суть слова «сутки»: воспитатель помогает детям осознать, что утро, день, вечер и ночь – части одного целого. Дается представление о последовательности этих частей, для чего также проводятся различные игры.

После усвоения этого материала можно переходить к знакомству с наречиями «сегодня», «вчера», «сейчас», «завтра» и связать их последовательность с суточным ходом трех суток. Для этого надо об одном и ярком событии для детей поговорить трижды в настоящем, будущем и прошедшем времени. Постепенно к концу года у ребят средней группы должно сложится элементарное представление о текучести и непрерывности времени.

В старшей группе ребят знакомят с календарем. Стоит отметить, что простое заучивание месяцев, названий дней, недель не дает устойчивое представление о длительности времени и его систематизации. Поэтому знакомство с календарем происходит посредством использования различных календарных моделей. Наиболее понятна мдель отрывного календаря, которая помогает детям почувствовать необратимость и длительность времени: наглядно видно, как один день сменяет другой. И т.к. дети старшей группы не могут еще прочитать названия дней недели на листках календаря наклеиваются полоски разного цвета, которые соответствуют принятому в обучении недельному календарному ходу. Таким образом, дети смогут «прочитать» по цвету каждый день недели. Для улучшения восприятия можно изготовить коробку с 18 отделениями (3 ряда по 6 ячеек), в которые последовательно складываются листки календаря. Последовательность двух верхних рядов обозначает смену месяцев, а нижнего – смену недель. Листки календаря последовательно складываются в нижние ячейки (по семь в каждой). По окончании месяца листки перекладывают в первую ячейку верхнего ряда слева. Так постепенно заполняются все шесть ячеек и дети, подсчитывая вместе с воспитателям листы, получают наглядное представление о длительности недель и месяцев. Т.е. таким образом, их подводят к количественному восприятию времени. Стоит отметить, что необходимо проводить как минимум четыре занятия для детей старшей и подготовительных групп, на которых сообщаются и закрепляются знания об календарных эталонах времени. Условие закрепления полученных знаний – повседневная и самостоятельная деятельность с моделью календаря. На первых двух занятиях в январе детей знакомят с разными моделями календарей, называют дату новогодних праздников, приучают связывать название дней недели с порядковым местом. На третьем занятии в феврале подсчитывают количество прошедших дней и недель. В конце каждого месяца проводят беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было дней, сравнивают с предыдущим месяцем. В подготовительной группе проводят четвертое занятие – последнее обобщающее занятие по календарю. Оно включает в себя уточнение названий дней недели, месяцев, количество месяцев в году.

Страницы: 1 2

Навигация