Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным
Л.Н. Толстой
Опыт учителей – новаторов, учителей – экспериментаторов помогает в овладении секретами педагогического мастерства. Ключи ко всем секретам не найдены, деятельность учителей продолжается, совершенствуясь. Обратимся к опыту выше названных учителей. Приведу ниже их издержки, напутствия.
Е.Н. Ильин, учитель – методист школы № 516 г. Ленинграда, говорит:
«Урок – всему начало, всего итог. Учебные перегрузки не от программ, а от низкого качества уроков… Урок ориентирую на кого-то «одного», а не на массу ребят.
Работа с одним – путь ко всем…
Сказать не побольше, а получение – принцип, определяющий «язык» «урока» .
С.Н. Лысенкова, учитель в начальных классах № 587 Москва, твердит то же самое: «Проблема в методике урока. Урок, где все ученики мыслят, говорят, учатся – с этого начиналось мое творчество». Творчество учителя – творчество ученика. Дети барометр урока… Так рассуждают все педагоги – мастера.
Одним из новаторов – педагогов является В.Ф. Шаталов, чье имя все чаще звучит на семинарских занятиях для повышения квалификации учителей. Приведу его изречение:
«Не представляло себе развития нынешней школы без умения педагога дойти до каждого ученика. Современный педагог не только должен знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, заинтересовать, а уже потом научить – вот в чем суть педагогического мастерства».
Я часто повторяю своим ученикам: «Сможешь! Сегодня не вышло, не печалься. Завтра непременно сможешь!»
Итак, главное на уроке – чувствовать дыхание учащихся, их настроение уметь своевременно выбрать тот стиль поведения, который требуется в конкретной ситуации.
Труд учителя исключительно труден и связан с жизнью тысячами нитей. Учитель если не видит этих нитей, то чувствует эти нити и добивается успехов в своем труде.
Проблема педагогического мастерства полнее и ярче раскрыта в трудах В.А. Сухомлинского, особенно в «Ста советах учителю».
В этой книге Сухомлинский приводит много эпизодов, связанных с творчеством того или иного учителя. Она пригодится учителям на пути к совершенствованию педагогического мастерства.
Одним из секретов педагогического мастерства можно считать заповедь: критерием прогрессивности школы является внимание к ученику, забота об ученике, любовь к ученику. Учитель был, есть остается центральной фигурой эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса.
При работе с учащимся важно учитывать и типы темперамента. Педагог – мастер должен быть наполовину психологом. Есть холерически тип темперамента, который легче брать лаской, угрозы хорошо действуют на сангвиников. Особо подходишь к меланхолическому складу характера и к неторопливому флегматику.
Словом, педагог должен быть отличным психологом, это мое мнение…
Педагог мастер должен в своей работе ориентироваться на хорошие календарно-тематические, поурочные планы.
О том, как готовиться к уроку знает каждый. Учитель опирается на поурочный план, заранее определяется тип урока, структура.
Цель каждого урока обусловливается решением образовательных, воспитательных и познавательных (развивающих) задач.
Образовательные задачи предусматривает вооружение школьников определенным объемом знаний.
Воспитательные задачи предполагают, с одной стороны, формирование у школьников ценностных ориентаций и отношений, с другой – выявление и утверждение возможностей учащихся.
Познавательные (развивающие) задачи характеризуются формированием творческой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций учащихся.
Все задачи реализуются в неразрывном единстве.
Чтобы чутко улавливать пульс жизни, потребности школы, чтобы своевременно использовать накопленное психолого-педагогической наукой и опытом, учителю необходимо систематически пополнять свои знания и приемы совершенствования педагогического мастерства.
На современном этапе педагогической деятельности усиленно внедряются все новые нетрадиционные методы. Учителю предоставляется полное право в выборе форм проведения уроков.
В последнее время издается огромное число методичек, пособий, рекомендаций вплоть до поурочных планов, нацеленных помочь начинающим учителям, также опытным, желающим разнообразить свой труд.
Лично меня удовлетворяют все эти издания, стараюсь прибегать к новым приемам на уроках. Особенно интересны разные игровые формы, конкурсные и т.д.
Всего много и учитель опять обязан выбрать то, что ему по душе.
Я бы порекомендовала молодым работы Косивцовой, Аленькиной.
Интересные уроки в форме разных игр, конкурсов, литературно-музыкальных композиций предоставлены в брошюре Косивцовой «Предметные недели в школе по русскому языку и литературе».
Большого педагогического мастерства требуется в преподавании литературы в школе. В своей работе опираюсь на учебник Реза, в котором собраны статьи выдающихся методистов литературы. Здесь содержательно излагается методика преподавания литературы.