Данная форма проблемы, есть отсутствие понимания влияния компьютера на способы мышления и учения детей. Необходимо чётко осознать различия между двумя путями использования компьютеров:
Обогащение с помощью компьютера мышления детей.
Изменение стереотипов в освоении знаний.
Существование компьютера обогащает умственную деятельность не только технически, но и более существенным образом, концептуально влияя на мышление детей. Компьютеры порождают плодотворные идеи и начинают изменять культуру, помогая детям выработать новое отношение к знанию и преодолеть границы, разделяющие гуманитарные и естественные науки. Использование компьютеров может изменить современные представления о возрасте, поставить под сомнение общепринятые постулаты возрастной и дифференциальной психологии, а так же наше представление о формировании установок.
Вопрос, ставящий перед собой С. Пейперт [17] гласит: "Будут ли персональные компьютеры, в которых они используются, разрабатываться только "технической" интеллигенцией, или же мы сумеем создать интеллектуальную среду, в которой дети, пока еще ощущающие себя гуманитариями, будут вовлечены в процесс создания культуры компьютеризации, а не отчуждены от него".
В данном случае я отмечаю две основополагающие идеи, которые часто остаются за кадром при любой генерации ИТ во многих работах:
Первая, состоит в утверждении, что любое общение ребёнка с компьютером есть естественный процесс научения.
Вторая, состоит в утверждении, что научение общению с компьютером позволит изменить и другие формы учения.
Я позаимствую у Жана Пиаже [21] образ ребёнка, как зодчего, возводящего структуры собственного интеллекта. Дети, по-видимому, от рождения одарены способностью к учению и задолго до школы осваивают огромный объём знаний, благодаря процессу, который я называю "учением по Пиаже" или "научение без обучения". Например, дети учатся говорить, интуитивно осваивая геометрию, что позволяет им ориентироваться в окружающем пространстве, и настолько овладевают логикой и риторикой, что могут общаться с родителями и всё это они проделывают, не будучи обучаемыми. Нам следует спросить себя: почему учение происходит столь легко и стихийно в одних случаях, а в других оно занимает много лет и при этом оказывается невозможным без специально организованного обучения?
Если мы пристальнее взглянем на ребёнка, как на зодчего, то путь к ответу будет найден. Любой зодчий нуждается в материалах, из которых он будет строить. И здесь я отклоняюсь от учения Пиаже, в понимании той роли, которую играет окружающая культура, как источник этих материалов. В одних случаях культура представляет их в изобилии, облегчая конструктивное учение по Пиаже. Например, сам факт, что многие из предметов обихода (ножи и вилки, ботинки и носки, и т.п.) соотносятся друг с другом, становятся "материалом", для построения интуитивного понятия о числе. Но в большинстве случаев, когда Пиаже объясняет более медленное формирование отдельного понятия его большей сложностью, или абстрактностью, я усматриваю решающие факторы в относительно плохой представленности в культуре тех материалов, которые могли бы превратить данное понятие в простое и доступное. Культура может так же поставлять материалы, но препятствовать их использованию. В случае с математикой на лицо как недостаточность материалов, так и культурные преграды. Распространённая в современной культуре боязнь математики мешает многим людям научиться чему-то, что они считают математикой, хотя математические знания, если они не воспринимаются таковыми не вызывают у них неприятных ощущений.
Мы еще раз убедимся, что последствия боязни математики гораздо серьёзнее, чем затруднения в изучении её и других естественных наук. Эти последствия взаимодействия с другими распространёнными культурными предубеждениями пагубно отражаются на представлении детей о своём умении учиться. Трудности в овладении школьным курсом математики часто становятся первым шагов в двояком интеллектуальном процессе, приводящем к тому, что дети начинают считать себя "способными" или "мало способными", "математиками" или "не математиками", "умными" или "глупыми", "музыкантами" или "не музыкантами". Таким образом, отсутствие каких-либо качеств начинает отождествляться с личностью. И учение и свободное исследование мира, в раннем детстве, превращается в работу, отягощенную сомнениями с добровольно принимаемыми ограничениями.