До появления компьютеров общество не обладало средствами, способными придать процессу обучения естественный, ненормализованный характер. Поэтому о кардинальном изменении концепции обучения речи быть не могло. В отличие от многих специалистов, пытающих превратить компьютер из "средства" в "цель" (именно этот процесс характеризует быстро растущее число используемых в учебных заведениях компьютеров). Для нас компьютер – это лишь инструмент, с помощью которого обучение (а точнее говоря, учение) может быть интересным, более простым, а получаемые знания, навыки более глубокими и обобщенными. В основе предложенной работы лежит естественное любопытство детей и исследование средств для удовлетворения этого любопытства. Оно базируется на подходах, при которых на компьютер переносятся функции учителя, или учебника. Основа её в концепции микромиров, представляющих собой, по сути дела, некоторые модели реального мира, которые с той, или иной степенью детализации творит сам ребенок. Большая часть этой работы посвящена выработке представлений в роли компьютера. Трудно представить себе компьютеры будущего, не перенося на них достоинства и недостатки компьютеров наших дней. И это высказывание становится особенно верным, когда мы начинаем воображать, как компьютеры могут вторгнуться в систему образования. Развиваемое мной представление об отношениях между детьми и компьютерами опережают то, что обычно делается в школе. Объектом исследования является инновационный подход школьного образовательного процесса.
Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты решения вопросов инновационного подхода образовательного процесса в школе на основе информационных технологий (ИТ).
Цель работы - разработка общих теоретических подходов инновационных методов школьного образовательного процесса и определить роль новых ИТ в учебной деятельности.
Гипотеза исследования:
При использовании компьютера оптимизируется эффективность и интенсивность учебных знаний.
Повышение компьютерной грамотности и культуры учащихся детского дома.
Усиление мотивации в обучении математике.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить различные подходы использования ИТ в учебной деятельности.
Проанализировать процессы получения и усвоения знаний, с помощью ИТ.
Исследовать дидактические возможности оптимизации учебного процесса за счёт применения ИТ.
Во многих современных школах в фразу "обучение с помощью компьютера" вкладывается такой смысл: "компьютер обучает ребёнка". Можно сказать и так: "компьютер используется, что бы программировать ребёнка". На мой взгляд, ребёнок программирует компьютер и не только овладевает частичкой современной техники, но и приобщается к некоторым из самых глубоких идей естествознания, математики, а так же к искусству интеллектуального моделирования.
В моей работе компьютер – это технический Протей. Его сущность – в его универсальности и в способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов.
Так же в данной работе проведён критический анализ некоторых программных средств по математике, с целью выявить недостатки предложенных и используемых методов работы с ними (§1.4).
В связи с поставленными проблемами я провел работу, представляющую собой попытку применения теоретического содержания моего исследования с использованием электронной программы "Advanced Grapher" (конструктор графиков функций), на базе экспресс-метода Детского дома-школы №59 города Красноярска (гл. 4).
Технологии и подходы, описанные в (гл.2), действительно показали оптимизацию процесса обучения за счет организации индивидуальной работы, т.е. это позволило сделать гибкой саму классно-урочную форму образовательного процесса. Детям представился выбор оптимального порядка и способа изучения материала. В процессе учебы у них формировалось не механическое, а понятийное уяснение содержания математических тем. Так же следует отметить усиление учебной мотивации у детей и формирование опыта субъектного отношения к собственной учебной работе.
Данная форма учебной деятельности позволила выделить способы ускоренного обучения детей, что является необходимым условием экспресс обучения описанного в гл.3.
Ценность и актуальность работы обусловлена следующими фактами:
Дана строгая формулировка закономерности информационного обмена в дидактической системе "преподаватель – учащийся – компьютер".
Сформулированы условия эффективности ИТ в обучении, и необходимость их применения.
Сформулированы специальные дидактические принципы, связанные с применением новых технологий в учебном процессе (информационной гуманности, мультимедийности и метапредметности ИТ).
выявленные закономерности могут использоваться при разработке планов компьютеризации школ и правил применения компьютеров в школе.