Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Если процесс общения есть деятельность, а его единичные акты суть законченные действия, значит, каждый акт общения направлен на решение некоторой задачи.
Итак, подход к общению как к деятельности требует от нас рассмотреть вопрос о задачах общения.
Под задачей общения мы будем понимать цель коммуникативного действия человека, то, что ему надлежит сделать в данных конкретных обстоятельствах для удовлетворения своей потребности в общении. Возникновение задачи, очевидно, опосредствует социальный акт ребенка в ситуации его взаимодействия со взрослым.
Особенность коммуникативной деятельности состоит в том, что каждый из партнеров поочередно становится активной стороной, принимает на себя инициативу. При этом в зависимости от отношения к другому человеку, от желательности дальнейшего общения с ним и удовлетворенности содержанием общения перед ребенком встает определенная задача общения (отозваться на обращение, самому обратиться к партнеру, использовать наиболее подходящее для данных условий средство общения).
Содержание задачи общения зависит от ряда условий.
Эти условия подразделяются на 1) внешние и 2) внутренние.
К внутренним условиям мы относим:
а) потребность ребенка в общении;
б) его прошлый социальный опыт, определяющий отношение к тому человеку, который вступает во взаимодействие с ним.
К внешним условиям относятся:
а) общая ситуация, в которой осуществляется взаимодействие ребенка со взрослым;
б) то ближайшее по времени отдельное воздействие партнера, которое воспринял ребенок [39, с. 36].
Педагог оценивает статус ребенка В основном он ориентируется на дисциплинированность, успешность развития своего воспитанника. Однако, как считает Т.Д. Марцинковская, наиболее важные качества, отличающие популярных детей от непопулярных, от тех, кого отвергают сверстники, кто в общении пытается доказать свое превосходство, защищая свое Я,- не интеллект, не организаторские способности, а те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить.
Итак, как определить статус ребенка в групповой иерархии сверстников? Чтобы не ошибиться, можно прибегнуть к адаптированным для дошкольников индивидуальным социометрическим методам.
Индивидуальные социометрические методы адресованы тем детям, кто отличается эгоцентричностью, драчливостью, агрессивностью, кто гипперактивен, кто перенес стресс или получил негативный опыт общения, кто отличается аутичностью.
Можно прибегнуть к другим упражнениям, цель которых – развивать коммуникативные навыки.
Обычно упражнения эти делят на парные и групповые.
Парные упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его.
Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.