Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством психогимнастических упражнений

Современное образование » Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством психогимнастических упражнений

В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста и менталитета, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и принимать соответствующие решения и действовать согласно им.

Низкая коммуникативная способность ведет за собой отставание в личностном развитии, такие люди обычно бывают очень замкнутые и неуверенными в себе людьми. А, как известно, общение способствует развитию всех познавательных процессов.

В «Концепции дошкольного образования», утвержденной приказом Министерства Образования Республики Саха (Якутия) №01-08/806 от 26.06.2000 года, выделено содержание в системе дошкольного образования, существенным направлением выступает основной показатель личности ребенка: социально-нравственное развитие ребенка, в содержании которого говорится, что педагогический процесс должен быть ориентирован на формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но и потребности в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происхождение вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния, принятыми в обществе нормами жизнедеятельности. Для разнообразного общения детей со сверстниками и с взрослыми выделяются эффективные пути реализации.

Таким образом, исходя из вышесказанного, вытекает проблема нашего исследования: развитие коммуникативных способностей посредством психогимнастических упражнений.

Целью научно-исследовательской работы является определение эффективности использования системы занятий по психогимнастике в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является система занятий по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования нами выдвинута следующая гипотеза: процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики будет успешным, если:

разработать систему занятий по психогимнастике, способствующих развитию коммуникативных способностей;

включить психогимнастику в повседневную жизнь детей для развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотез нами были выдвинуты следующие задачи:

изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных способностей;

составить систему занятий по психогимнастике, включающую серию игр и этюдов способствующих развитию коммуникативных способностей детей;

определить эффективность использования психогимнастики в процессе развития коммуникативных способностей у старших дошкольников.

Методологической основой нашей работы являются исследования по проблеме развития дошкольника таких психологов как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, коммуникативные способности Л.В. Чернецкая, Е. Юдина, исследования Г. Юновой, Чистяковой М.И. по психогимнастике.

Новизна и практическая значимость исследования состоит в составлении системы занятий по развитию коммуникативных способностей посредством психогимнастических упражнений у детей старшего дошкольного возраста и возможности их применения в последующем в работе дошкольного образовательного учреждения.

Базой исследования является ДОУ №90 «Ласточка» ДОУ г. Якутска старшая группа «Дюймовочка».

Опытно-экспериментальная работа проводилась в IV этапа:

I этап – в период с ноября 2007г. по декабрь 2007г. разработка теоретических аспектов.

II этап – в период с 7.12.2007г. – 12.12.2007г. проведен констатирующий этап, основной задачей которого являлось выявление первоначального уровня коммуникативных способностей.

III этап – в период с 4 февраля по 12 апреля 2008 г. проведен формирующий этап исследования в ДОУ №90 «Ласточка», в процессе которого нами проведено апробирование системы занятий.

IV этап – в период с 14 апреля по 17 апреля 2008 г. проведение контрольного этапа исследования, по результатам которого определяется верность выдвинутой гипотезы.

В структуру выпускной квалификационной работы входит: введение, две главы:

- в первой главе рассматривается психолого-педагогическая основа развития личности детей дошкольного возраста, которая включает особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста, психогимнастика как средство развития коммуникативных способностей дошкольника, а так же методика проведения занятий по психогимнастике для старших дошкольников;

- во второй главе – методики диагностики коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, система занятий по психогимнастике для развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, анализ экспериментальных данных; заключение, список литературы, приложение.

Навигация