Игра " Слова ".
Цель: развитие вербальной памяти.
Ход игры: ребёнок должен назвать или записать как можно больше слов за 5 минут на определенную тему: школа, математика, книга, осень и другие.
Игру могут проводить родители.
Упражнение " Три слова ".
Цель: развитие логической памяти.
Ход игры: учащимся зачитывается три слова, объединенных по смыслу, обращается внимание на логическую связь между ними. Например: лес – медведь – берлога. Затем зачитываются шесть строк по три слова в каждой. Далее ребёнку предлагается карточка, на которой написаны первые слова из каждой строчки, он должен дописать остальные. Можно проводить проверку в устной форме.
Примеры слов:
А) весна – ручей – солнце
Река – рыболов – уха
Праздник – песни – веселье
Мост – улей – мёд
Дуб – жёлудь – кабан
Б) ученик – книга – школа
Доклад – обсуждение – решение
Чтение – глаза – книга
Сад – земля – растение
Игра – правила - игроки
Песня – музыка – слова
В) спорт – стадион – состязание
Лес – дерево – кустарник
Город – здание – улица
Война – сражение – солдаты
Больница – врач – больной
Озеро – берег – вода
Упражнение могут проводит родители.
Игра " кто больше запомнит ".
Цель: увеличение объёма кратковременной слуховой памяти.
Ход урока: первый участник называет слово на какую-либо тему, например, слово " плюс " на тему – математика. Следующий игрок повторяет названное слово и произносит своё. Например, " задача ". Третий повторяет уже два предыдущих слова и называет своё слово – плюс, задача, круг и т.д. Учащиеся называют до 7 -10 слов, далее их можно повторить хором.
Игра рекомендуется для проведения в классе.
игра " Цвета ".
Цель: развивать зрительную память.
Ход игры: за 2 минуты ребёнок должен назвать 10 предметов одного цвета.
Игра " Повтори движение ".
Цель: развитие двигательной памяти.
Ход игры: взрослый должен выступить в роли танцора и в течение 15 секунд танцует перед ребёнком. Затем ребёнок повторяет движение взрослого как можно точнее. Движения можно показать на кассете.
Игра проводится родителями.
Упражнение " Весёлая история ".
Цель: развитие способности устанавливать связи между элементами, материала, развитие логической памяти, речи.
Ход упражнения: ребёнку предъявляется несколько слов, которые он должен перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Образец слов: медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка, воздух, ваза, кот, солнце, вода.
Упражнение " Найди место ".
Цель: развитие зрительной памяти, речи.
Оборудование: рисунок с названиями животных, чистый лист. ( Приложение 7 ).
Ход упражнения: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на рисунок, представить животных на тех местах, где помещены названия, и придумать историю, связывающую их между собой.
Затем рисунок закрывается, и ребёнок должен на листе бумаги воспроизвести названия животных на их местах.