Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников

Современное образование » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом языке о пока ещё не недоступных для него предметах, явлениях. Другими словами, ребёнок хочет учиться, узнавать новое и стать " хорошим учеником " ( это ведущая мотивация детей семи-восьми лет ). Когда же мечты об успешном обучении разбиваются, о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится " трудным " учеником.

Как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против педагога у ребёнка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. В нашем обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребёнка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными, жалкими, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых компаниях, в чердачных тусовках, тем самым, пополняя ряды " неблагополучных " детей района, города. И тогда уже целая армия взрослых вынуждена бороться с новоиспеченными " хулиганами ", пьяницами, наркоманами.

Итак, проблема школьной неуспеваемости напрямую связана с такими актуальными для нашего времени " государственными " проблемами, наркомания и преступность среди молодёжи. К сожалению, эта масштабная по своему содержанию и широте проявления трудность порождена нами, взрослыми, которые вовремя не заметили, не помогли ребёнку.

Есть и другие причины социального характера. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к своим членам и, конечно, к школьному образованию. Это обуславливает необходимость усложнения, как теоретического уровня, так и объёма учебных программ, что, в свою очередь, становится причиной несоответствия этому уровню многих детей.

Основная причина школьной неуспеваемости – это несоответствие интеллектуальной системы ребёнка и системы обучения в школе. А мы, с одной стороны, всё усложняем и усложняем программы обучения, не всегда ориентируясь на возможности детей, не принимая во внимание их возрастные особенности, а с другой стороны, даже зная, что именно этому ребёнку будет трудно учиться по новой программе, делаем всё, чтобы его приняли в престижную школу, к " сильному " учителю, известному в районе ( городе ), который " хорошо учит " и обеспечивает сильную подготовку ( вот только куда?).

В результате даже способные к обучению дети уже в первые школьные годы попадают в разряд неуспевающих. Известен факт [ 25, с.8 ] что каждый третий ученик начальной школы не успевает по одному или нескольким предметам. Что делают родители в этом случае? Нанимают многочисленных репетиторов, но, к сожалению, это далеко не всегда ведёт к повышению успеваемости. Кое-кто из детей привыкает к приходящим к ним домой учителям как к своеобразным " костылям " и уже не желает ( а иногда и не может ) учиться сам. У других ребят резко падает самооценка: если я не могу учиться сам, значит, я глупее других. Бывает и такое, что дети, занимающиеся с репетитором, воспринимают его как критерий благосостояния семьи: мои родители имеют возможность " купить " знания другого человека. Такие дети в школе бравируют своим положением, а когда им задают сложное домашнее задание, хвастаются: " А я не буду ничего делать. Мне репетитор всё сделает, а я буду смотреть телевизор ". В некоторых уже семьях, практика приглашения к ребёнку репетитора, приводит к ухудшению детско-родительских отношений, так как, бывает, мамы и папы попрекают ребят деньгами, затраченными на их дополнительное обучение, сравнивают своих детей с соседскими, которые, мол, учатся сами, да ещё и дома помогают и т.д. В этом случае, особенно если ребёнок вступил в подростковый возрастной период, семейный конфликт нередко завершается побегом из дома или нарушением взаимопонимания между ребёнком и взрослым.

Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, учёных и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растёт. По данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников. Учёный М.М.Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. Надо сказать, что проблема школьной неуспеваемости характерна не только для нашей страны. Так, например, по данным М.Ленардюсси, 25% учащихся Западной Европы отстают в учёбе, а в Мали число неуспевающих учеников составляет 25 – 35 %.[ 25, с.9 ]

Устойчивая неуспеваемость и второгодничество, по мнению Н.И.Мурачковского [ 26 ], могут привести к серьёзным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуспеваемости в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, а как следствие – ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения. По данным Н.Н.Заваденко, [ 16 ] школьная дезадаптация имеет место у одной трети учащихся первых классов ( 31,6% ).

Кроме того, только 15,1% детей предшкольного возраста признаны здоровыми, поэтому уже на начальных этапах обучения в школе из-за интенсивно возрастающих нагрузок появляется большое количество детей, не справляющихся с учебной программой. Год от года " армия неуспевающих " пополняется.

Вывод: учитель должен работать в тесном контакте со школьным психологом, который поможет найти выход из сложного положения, справиться с усталостью и стрессом, а также в контакте с другими специалистами, работающими в школе: с врачами, с социальным педагогом, с логопедом и, конечно же, с родителями.

Такой комплексный подход к решению проблем ребёнка не всегда возможен, однако он необходим для того, чтобы со всех сторон взглянуть на проблему и выявить все факторы, которые могут вызвать неуспеваемость. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и провести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в 1 класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых [детей] (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. Если вовремя определить причину неуспеваемости, то коррекционная работа непременно приносит пользу.

Цель: В работе анализируются причины неуспеваемости и проблема обучения младших школьников, а также путей преодоления неуспеваемости.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы и научно – практические проблемы неуспеваемости младших школьников.

2. Выделить типичные трудности, возникающие у младшего школьника в учебной деятельности;

3. Выявить взаимосвязь школьной неуспеваемости с уровнем развития психических, познавательных процессов младших школьников и социально – психологическим климатом в их семьях.

4. Определить направления и содержания развивающей работы по оказанию помощи ребенку;

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе.

Объектом исследования является школьное преподавание как психолого-педагогическое явление.

Субъектом исследования является неуспеваемость младших школьников как социально-психологический феномен.

Выборка: Для решения поставленных задач были исследованы учащиеся 1-4-х классов общеобразовательной школы № 400 имени Александра Невского Колпинского района города Санкт-Петербург. В исследовании приняло участие 51 ребёнок, 7-10 лет, 30 девочек и 21 мальчик.

Методология: В основе данной работы лежат концепции М. М. Безруких (1995), Н. И. Мурачковского (1977), А. Ф. Ануфриева (1997), Н. А. Меченской (1971), Л. С. Славиной (1958), П. П. Борисова (1980), Л. С. Выготского (1997), М. А. Гальмонта (1940 – 1950), А. А. Бударного (1965), Ю. К. Бабанского (1977).

Структура работы: Работа состоит из: Введения, Главы I (Теоретические основы и научно-практические проблемы неуспеваемости младших школьников), Главы II ( Типичные трудности, возникающие у младших школьников в учебной деятельности ), Главы III ( Развитие познавательных способностей детей в процессе школьного образования ), списка литературы, приложений. Общий объем - 89 страниц.

Навигация