Анализ теоретических подходов

Страница 1

Автор

Определение самостоятельности

Жарова Л. В.

Самостоятельность – замечательное свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, е творческих возможностей.

Клаус Гюнтер

Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии.

Д.Н.Богоявленским, П.Я.Гальпериным, Л.С.Выготским, Е.Н.Кабановой-Меллер, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубенштейном и др

В их работах раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении.

Кроме того, психологи отмечают, что учитель не должен забывать о сензитивных периодах повышения чувствительности к определенным воздействиям. Правомерно говорить о возрастных предпосылках развития познавательной самостоятельности.

В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев

Теории поэтапного формирования умственных действий, обучение школьников приемам умственной деятельности, организация научного управления познавательной деятельностью учащихся, обоснована идея изучения творчества как механизма развития личности.

М.А.Данилова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, И.Т.Огородникова, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина и др

Самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников.

Личность, человек как участник исторически-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. В общественных науках личности рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических, философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Особое значение процесс развития личности приобретает в отрочестве и раннем юношеском возрасте, когда подросток или юноша начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Первоначально оценивая окружающих, он использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не может быть отождествлена с уходом юноши в мир внутренних переживаний. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Потребность в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что юноша должен осознать свои возможности перед лицом тех изменений в его жизни, которые принесёт в ближайшем будущем трудовая деятельность. В случае, если между уровнем потребностей развивающейся личности и её возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учи­теля. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения учебного задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); пар­ной - например при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной каждый школьник выполняет отдельное задание, например пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. школьном помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий (на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке, в уголке живой природы, на экскурсии и т. д.), дома. Наиболее распространённые виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или пер­воисточниками, решение задач, выпол­нение упражнений, сочинения, изложе­ния, наблюдения, лабораторные заня­тия, опытническая работа, конструирова­ние, моделирование и т. д.

Страницы: 1 2 3

Навигация