Современная жизнь изменяет содержание и характер труда, требует развития у каждого человека познавательной самостоятельности, творческого мышления. Чтобы включить детей в творческую деятельность, нужна система познавательных задач поискового характера.
Для решения воспитательных задач используются различные методы воспитания.
Метод воспитания – это способы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач.
Выбор и осуществление методов происходит в соответствии с педагогическими целями, с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей воспитуемых, уровня воспитанности конкретных коллективов.
Рассмотрим классификацию методов Скаткина, Лернера. Вышеприведенные методы, это инструментарий при помощи которых создаются условия для усвоения учебного материала.
Развитие самостоятельности будет осуществляться в трех методах: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Применять и методы проблемного изложения. Учитель прежде чем знакомить учащихся с новым содержанием, создает проблемную ситуацию. Повышается активность учителя. Указывает, где можно найти ответ в литературе, задает наводящие вопросы, а ребята, прочитав текст, разрешают ситуацию, отвечая на вопросы. Учащиеся участвуют в обсуждении проблемы, следят за ходом мыслей и действия учителя по решению проблемы, которая принята учащимися и стала совместной.
В частично-поисковом методе учащиеся выполняют лишь отдельные элементы поиска с помощью учителя. Например, предложить ситуацию: сваренные пельмени слиплись или при варке пельмени слиплись. Причины? Ваши действия? Некоторые причины ребята могут назвать, пользуясь жизненным опытом, а некоторые - прочитав в учебнике технологию приготовления. (Причины: мало жидкости или много пельменей; жидкость не доведена до кипения; засыпав пельмени, не помешивали; переварили; была слишком узкая посуда; пельмени перед варкой не заморозили или разморозили; сваренные не заправили маслом.)
Исследовательский метод. Учащиеся находят ответ на поставленную проблему выполняя практическую или лабораторную исследовательскую деятельность.
Одним из видов самостоятельной работы с учебником или книгой является домашняя работа, которую организуют таким образом, чтобы приобретаемые в школе знания, умения и навыки самостоятельно продумывались и прочно запоминались, чтобы ученики вместе с тем овладевали разнообразными методами самостоятельной работы.
Виды домашней работы разнообразны: изучение текста; заучивание наизусть; проведение наблюдений и опытов; составление схем и таблиц; подготовка докладов, рефератов; выполнение проектов и т. д.
Таким образом, домашнюю работу для школьников ни в коем случае не следует сводить только к повторению учебного материала по учебнику. Наоборот, надо всемерно разнообразить домашние задания, приучать к различным видам самостоятельной работы, способствующих припоминанию, закреплению и повторению ранее пройденного материала и самостоятельному продумыванию вопросов очередного урока.
Успех выполнения домашних работ во многом зависит от того, как их задает учитель. Нередко бывает - ребята не представляют ясно, что надо делать и как надо делать. Это происходит потому, что предварительный инструктаж был недостаточно подробным, либо ученики устали на уроке, поэтому в конце урока (когда обычно задают домашние задания) были невнимательны. Поэтому дать задания в ходе урока. Если надо заполнить таблицу, то первую строку заполнить на доске, если задать схему, то подобную тоже составить на доске. Учитель разъясняет задания на дом так, чтобы дети ясно представляли содержание и порядок выполнения домашних работ. Это не означает, что всякое задание надо «разжевывать», после чего ребятам остается лишь механически выполнить. Инструктаж учителя должен направлять, а не подавлять самостоятельность ребят. Надо всемерно развивать интерес к домашним работам. Необходимо приучать учащихся к планомерной и систематической работе дома. Очень важно, чтобы они работали в определенные часы, придерживались определенного режима, выполняли задания в срок, преодолевали возникающие в процессе работы трудности.