Разработка понятия психолого-педагогического статуса школьника представляется нам принципиально важной и с теоретической, и с практической точек зрения. В данной работе нас прежде всего интересует практический аспект. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Социально-педагогические условия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступают как основной гарант достижения тех или иных целей (например, в случае с образованием), а в других ситуациях также накладывают определенные ограничения, задают конкретные пути достижения ребенком его целей, удовлетворения ведущих потребностей. Педагог и психолог, сопровождая ребенка в процессе школьного обучения, могут, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности. Для того чтобы осуществлять подобную деятельность в школьной среде, педагогу и психологу необходимо знать важнейшие параметры школьной среды - прежде всего, со стороны тех требований, которые она предъявляет ребенку, - и особенности самого школьника. В первую очередь, естественно, речь идет о тех особенностях, которые существенно влияют на успешность его обучения и развития. Совокупность этих особенностей мы определяем как психолого-педагогический статус школьника
Таким образом, мы выходим на два принципиально важных понятия - психолого-педагогический статус школьника и система психолого-педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника. Остановимся подробно на их содержании и начнем с понятия статуса.
Что даст содержательное наполнение этого параметра? Прежде всего, ориентир для построения всей системы работы с ребенком в рамках школьного сопровождения. Например, в диагностическом плане эти понятия позволяют нам:
• разработать критерии, с помощью которых можно оценить различные аспекты психологического развития школьника: уровень развития определенных психических процессов, содержание различных сторон психической жизни и др.;
• подобрать конкретные методики для обследования школьников, которые позволят выявить и оценить важные для сопровождения аспекты его психической жизни;
• организовать наблюдение за состоянием и развитием школьника на протяжении всех лет обучения с использованием одних и тех же параметров анализа и оценки;
• проводить сравнение показателей внутри определенной параллели, между параллелями и др.;
• вывести определенные нормативы по различным отслеживаемым психологическим параметрам развития школьников, характерные для данной школы, данной параллели.
То есть для диагностики это понятие принципиально важно. Оно дает нам возможность проводить ее как целенаправленный, внутренне организованный, последовательный процесс с четкими целями и сравнимыми результатами.
В психокоррекционном и развивающем плане при разработке данных понятий мы выходим на:
наполнение коррекционно-развивающей работы содержанием, которое действительно позволяет работать со школьными трудностями и школьными задачами детей и подростков;