В последнее время на страницах журнала «Иностранные языки в школе» и других авторитетных научных издании активно обсуждается вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранным языкам. Авторы, исследующие данную проблему, сходятся во мнении, что уровень внедрения ИКТ на занятиях по иностранному языку в учебных заведениях различного профиля остается недостаточно высоким. Такое положение дел, на наш взгляд, имеет концептуальное обоснование.
По мнению многих исследователей, внедрению ИКТ мешает недостаточная осведомленность учителей и преподавателей об их дидактических возможностях, а также слабая техническая оснащенность учебных заведений. Однако, по нашему убеждению, главным препятствием для масштабного применения компьютеров в обучении иностранному языку является незначительная потребность в использовании ИКТ в рамках методик, предлагаемых авторами учебных программ, пособий и научных статей.
Проанализируем некоторые предложения по применению ИКТ с точки зрения их новизны по сравнению с существующими видами работы и интенсификации учебного процесса (улучшения качества обучения за отведенное время).
Рассмотрим следующие способы:
1. Средства дистанционной коммуникации: блоги, Twitter, форумы, ICQ, Skype.
Данные средства могут применяться для развития умений письменной и устной речи. Блоги позволяют размещать информацию личного характера для общественного доступа (например, вести дневник), получать комментарии пользователей и отвечать на них. Twitter используется для размещения кратких сообщений, информирующих других пользователей системы о каких-то событиях в жизни автора в данный момент.Это форум, а форум -своего рода площадка для обсуждения актуальных проблем,вопросов, организации дистанционных дискуссий между пользователями сети. ICQ служит средством мгновенного обмена текстовыми сообщениями пользователей, a Skype позволяет организовать дистанционное видеообщение. Очевидно, все эти ресурсы способны разнообразить процесс обучения и могут развивать любые виды речевой деятельности на иностранном языке: аудирование, говорение, чтение и письмо. Но в тоже время это не является инновацией преподавания, так как заменяет стандартный аудиторный вариант. Вместе с тем следует учитывать, что применение описанных ресурсов создаст дополнительную нагрузку для преподавателей, поскольку самостоятельная работа подобного рода нуждается в контроле и обратной связи, а это очень трудоемкая работа. Таким образом, для преподавателя более рациональным способом обучения видам речевой деятельности является традиционная форма работы,без применение ИКТ, которое требует огромного количества дополнительных усилий и времени в плане технической и методической подготовки.
2. Средства получения и размещения текстовой, звуковой и видеоинформации: подкаст, вики-ресурсы.
Подкаст представляет собой архив аудио- и видеозаписей, которые преподаватель и обучающиеся могут использовать для учебных целей в работе над всеми видами речевой деятельности на изучаемом языке. Вики-ресурсы позволяют находить в Интернете обзорные статьи, написанные в энциклопедическом стиле и информирующие читателя о том или ином явлении или предмете. Как аудио-/видеозаписи, так и вики-ресурсы могут быть созданы пользователями Интернета, что открывает возможности работы над иностранным языком.В тоже время ,рассматриваемые средства не открываю новых возможностей для обучения иностранным языкам. Ведь аудио/видеозапись можно прослушать и с диска,а статью можно прочесть и в распечатанном виде. Таже аудиозаписи могут проходить в виде устного доклада. В целом, применение средств получения и размещения текстовой и звуковой информации на основе подкастов и вики-ресурсов является вариацией «традиционной» формы работы над языком, а их использование не является для преподавателей жесткой необходимостью.
3. Средства поиска информации в Интернете и учебные электронные ресурсы.
Умение находить информацию на иностранном языке является важным аспектом учебного процесса. Поисковые серверы позволяют формировать разнообразные запросы и выводить список сайтов по интересующей пользователя тематике. Естественно поиск информации в интернете является видом совершенствование речевой деятельности. Но в целом это является «традиционной» работой с печатными словарями и энциклопедиями и несет в себе как положительный (экономия времени, доступ к огромному объему информации, наглядность), так и отрицательный (доступность/легкость получения информации, ведущая зачастую к формальному подходу при выполнении задания) эффект. Таким образом, применение перечисленных средств ИКТ является лишь несколько измененной формой «традиционного» обучения, требующей от преподавателя времени и подготовки и не привносящей в учебный процесс по иностранному языку принципиально новых качеств. Но кроме всего можно считать ,что применение таких средств является необходимым, так как это позволяет разнообразить стандартную методику обучения иностранным языкам. Тем более компьютер стал неотъемлемой частью в жизни общества.