Современный период развития системы образования в значительной мере связан с переориентацией активности учебных заведений на внутренний мир человека. Разумеется, и в психологии, и в педагогике уже «наработано» немало методологических подходов, которые, во многом дополняя друг друга, позволяют с достаточной полнотой представить основные этапы процесса становления духовно-нравственной культуры учащихся высшей школы. Остановимся на не которых их них.
Философско-антропологический подход создает предпосылки для комплексного, «многофакторного» рассмотрения проблемы человека в целом; истоков и движущих сил его индивидуального развития. Очевидно, особый интерес представляет комплекс проблем, связанных с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, а также созданием условий для самоопределения и самореализации.
Как видно, формирование духовно-нравственной культуры происходит как целостное созидание человеком себя на пути периодического возвращения к своей глубинной индивидуальности, благодаря постижению представленных в культуре нравственных норм.
И здесь, думается, уместно вспомнить высказывание Н.Виноградова о том, что антропология в обширном смысле (все науки о человеке) должна служить для педагогики основанием: о душе, о теле, о назначении человека.
В русской религиозной философии, пронизанной антропоцентризмом, человек предстает как субъект-творец, с присущими ему моральными установками, представлениями о свободе, смысле жизни, достоинстве, проявляющимися через опыт общения с Богом, христианское осмысление бытия.
Системный подход, который позволяет выйти на общие законы строения, функционирования и развития человека. С помощью системного подхода могут быть решены (и решаются) многие проблемы, в том числе и такие, которые ранее относили к разряду «вечных» (к примеру, проблема соотношения биологического и социального в процессе формирования духовно-нравственной культуры личности). Именно системный подход позволил раскрыть механизмы формирования духовно-нравственной культуры : преодоление представлений о «линейной детерминации» и переход к пониманию организации процесса становления этой культуры как системы, включающей не только причинно-следственные связи, но «условно-обусловленные», общие и вариативные результаты, опосредующие этапы и т.п.
Комплексный подход предполагает управляемое объединение разнородных элементов педагогических объектов, процессов, деятельности и т.п. В педагогике системный и комплексный подходы тесно взаимосвязаны. Таким образом, если системный подход задает предпосылки для познания, изучения, исследования педагогического объекта на конкретном уровне анализа, то комплексный позволяет преобразовывать этот объект на том же уровне.
Если системный подход позволяет определить совокупность элементов, выделенных по общему ( системообразующему ) основанию, то комплексный обеспечивает взаимосвязь разнородных элементов ( взаимоперекрывающих ) конкретного педагогического объекта.
Синергетический связан с изучением принципов самоорганизации сложных систем. В наши дни идеи самоорганизации часто задают основы нового стиля мышления и нового миропонимания.
Синергетика – область знания, посвященная поиску ответов на вопросы, как следует подражать природе при разрешении конфликтов; каким образом вести поиск путей согласования частей целого; каковы возможности пространственного распределения временных преобразований; как можно сделать явным то, что не проявлено в нелинейной среде.
Применительно к проблеме воспитания значимость синергетического подхода состоит в изучении особенностей образования новых структур и качеств системы, активно взаимодействующей с внешней средой, при изучении ее динамического поведения.
Сущностный состоит в том, что значения о предмете, полученные на определенном уровне его познания, не требуют сразу же непосредственного перехода к познанию его более глубокой сущности.
Особая взаимосвязь с другими людьми, которая характеризуется способностью отождествления, идентификации себя с другими, позволяющая брать внешнее содержание от других, не только обеспечивает родство человека с человеческим родом, но и возможность обособления себя, своего «я», т.е. способность быть Собой и Другим.
Никаким иным способом (кроме признания их высшей духовной природы), невозможно объяснить природу сущностных свойств человека (универсальность, бесконечность, особую связь с людьми, всеобщность, творчество, любовь).
Уровневый связан с важнейшим аспектом процесса формирования духовно-нравственной культуры – с учетом его уровневой структуры.
Сформулированный Н.Бернштейном принцип уровневого построения в области физиологии движений имеет непосредственное отношение, в частности, и к представляемому психолого-педагогическому исследованию. В этом контексте следует выделить два аспекта.