Первый касается адекватности определения функций разных уровней и их содержательной иерархичности при построении этапов формирования духовно-нравственной культуры личности.
Второй связан с приоритетом высших духовных ценностей перед базовыми, витальными.
Деятельностный подход определяет деятельность как наиболее универсальную форму осуществления человеком своей преобразующей активности, имеющей определенную внутреннюю структуру. В рамках деятельностного подхода основными являются такие принципы, как единство сознания и деятельности; развитие, предметность; активность психического отражения действительности в процессе деятельности.
Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разрешение сложных морально-нравственных проблем, способствующих формированию профессиональных духовных качеств и способностей.
Культурологический подход позволяет характеризовать процесс формирования духовно-нравственной культуры личности исходя из понимания гуманистического идеала, роли духовности, творческой свободы и ответственности при формировании индивидуального стиля в профессии.
Культурологический подход предполагает исследование внутреннего мира человека в контексте его культурного образования, в аспекте того, чем этот мир является для субъекта, каким смыслом для него он наполнен.
Акмеологический подход профессиональная деятельность рассматривается сквозь призму не только достижения субъектов высоких профессиональных результатов, но и наличия у него соответствующих психологических компонентов, определяющих внутреннее отношение к профессии.
Акмеологические факторы связаны с основными причинами, обусловливающими достижение высокого профессионализма в деятельности (идеальный образ себя, предусматривающий готовность к непрерывному саморазвитию), а акмеологические условия – со значимыми обстоятельствовами, от которых зависят профессиональные достижения (умение адекватно воспринимать и творчески преобразовывать жизненные ситуации).
А теперь обратимся к аксиологическому подходу связанному, во-первых, с исследованием ценностных ориентаций учащихся в различных сферах жизнедеятельности человека, а во-вторых, с сопоставлением их и изменяющихся профессиональных требований.
Рефлексивный подход, где «рефлексия» выступает как ключевое понятие, переосмысление человеком направления своей мыследеятельности, обеспечивающее перестройку.
В содержании рефлексивного подхода выделяют:
собственно рефлексивную составляющую, выражающую отношение субъекта к процессу содержательного движения при решении задачи (с ее помощью происходит осмысление и переосмысление движения в содержании задачи);
личностную, т.е. отношение субъекта к самому себе (когда осуществляется осмысление и осознание человеком себя в качестве целостной личности, выполняющей роль субъекта мышления при решении задачи ).
Таким образом, современное психолого-педагогическое знание, характеризующееся поликонцептуальностью не только по форме, но и содержанию, предполагает органическую взаимодополняемость педагогических течений и концепций.
Думается, представленные выше в краткой форме результаты анализа различных подходов позволяют выявить систему базовых оснований, концептов, совокупность и взаимосвязь которых и обусловливает специфику процесса организации формирования, например, духовно-нравственной культуры учащихся. Как видно, центральной, основополагающей установкой, интегрирующей все эти подходы, является ориентация на безграничные возможности человека.
Вместе с тем рассмотренные подходы одновременно позволяют определить и методологическую основу исследования рассматриваемого процесса, основания для систематизации различных проявлений личности. Обусловливая способы исследования и развития данного феномена, они, кроме того, ориентируют и на формирование критериев оценки результатов педагогического эксперимента.
Становление духовно-нравственной культуры личности должно опираться не на отдельные, известные в науке принципы и подходы, а на их сочетание или даже систему при создании концептуального пространства.