Общие сведения. Сейчас наша начальная школа состоит из 8 классов, по 2 в параллели, общей численностью 150—200 человек. Являясь частью научно-педагогического объединения, она имеет возможность размещать первые классы (шестилеток) в детском саду, включая их в режим жизни детского сада. Остальные классы расположены в типовом здании средней школы, занимая в ней большую часть верхнего этажа.
Учебный план составлен на основе Федерального БУПа с пересчетом на 35-минутный урок. За счет школьного компонента и часов на индивидуальную работу, предусмотренных уставом школы (аналогичные возможности дает экспериментальный БУП № 3), организуется работа многих (около 20) мастерских в еженедельный «Свободный день».
Большинство классов начальной школы работает по системе школы полного дня. Дети находятся в школе с 8.30 до 17 ч. С каждым классом работают два педагога, сообща выстраивая жизнедеятельность класса, специалисты-предметники ведут занятия физической культурой, музыкой, иностранным языком, изобразительным искусством, трудовой подготовкой, естествознанием. Кроме того, дети имеют возможность по желанию посещать занятия фольклором, математическими играми, керамикой, оркестром, физкультурой, театром.
Программы, методики и учебные пособия выбираются или разрабатываются каждым учителем в соответствии с его вариантом реализации школьной концепции. Классом одновременно могут использоваться разные учебники, энциклопедическая, справочная и художественная литература и авторские задания учителя.
Особенности уклада общей жизни начальной школы и организации ее пространства. У каждого класса есть своя классная комната, пространство которой организуется сообразно задачам и формам работы конкретного класса. Общие черты классных пространств: они трансформируемы, в них есть место для хранения различных материалов и демонстрации детского творчества. Расстановка парт и стульев часто меняется, классные доски могут использоваться традиционно для записи и как стенды, шкафы могут завешиваться, превращаясь в выставочное или игровое пространство. Создание разных функциональных зон происходит с помощью стеллажей, занавесок на тросах, протянутых от стены к стене, ширм и т. п.
В начальной школе созданы зоны, в которых ребенок может свободно играть в подвижные игры, бегать, лазать, кувыркаться; отдыхать и уединяться; заниматься своим делом. Для этого существует несколько детских спортивных комплексов в рекреациях и школьном дворе; не учебные уголки в классах с матами, подушками или ковром и т. д. Важно, что это детские пространства. Правила пользования ими вырабатываются детьми с помощью взрослых; дети могут изменять и переустраивать эти пространства под свои нужды.
Кроме того, существует специальный кабинет начальной школы, в котором находится маленький спорткомплекс на 1—3 детей, атрибуты для отдыха и релаксации, развивающие игры, наборы конструктора ЛЕГО, складная мебель, материалы для рисования, раскрашивания и ручного труда, пианино. В этом кабинете постоянно находится педагог ГПД или психолог, к которым можно отправить ребенка с урока или во второй половине дня, если он нуждается в уединении, хочет продолжить какое-то свое дело и т. д.
Учитель начальной школы может, независимо от школьных звонков, строить учебный процесс, определяя оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Например, если в классе идет оживленная дискуссия, вполне возможно не прерывать ее «по звонку» или можно отправить отдыхать уставших ребят и продолжить разговор с желающими. Другой пример: дети придумали интересную игру на спорткомплексе в холле и хотят ее опробовать, когда там больше никого нет. Тогда они договариваются с учителем сдвинуть время отдыха. Чтобы шум в холле не мешал работающим в классных комнатах, в них сделаны двойные двери.