Особенности нашей начальной школы

Страница 1

Общие сведения. Сейчас наша начальная школа состоит из 8 классов, по 2 в параллели, общей численностью 150—200 чело­век. Являясь частью научно-педагогического объединения, она имеет возможность размещать первые классы (шестилеток) в дет­ском саду, включая их в режим жизни детского сада. Остальные классы расположены в типовом здании средней школы, занимая в ней большую часть верхнего этажа.

Учебный план составлен на основе Федерального БУПа с пересчетом на 35-минутный урок. За счет школьного компонен­та и часов на индивидуальную работу, предусмотренных уставом школы (аналогичные возможности дает экспериментальный БУП № 3), организуется работа многих (около 20) мастерских в ежене­дельный «Свободный день».

Большинство классов начальной школы работает по системе школы полного дня. Дети находятся в школе с 8.30 до 17 ч. С каждым классом работают два педагога, сообща выстраивая жизнедеятельность класса, специалисты-предметники ведут заня­тия физической культурой, музыкой, иностранным языком, изоб­разительным искусством, трудовой подготовкой, естествознанием. Кроме того, дети имеют возможность по желанию посещать занятия фольклором, математическими играми, керамикой, орке­стром, физкультурой, театром.

Программы, методики и учебные пособия выбираются или разрабатываются каждым учителем в соответствии с его вариан­том реализации школьной концепции. Классом одновременно могут использоваться разные учебники, энциклопедическая, справочная и художественная литература и авторские задания учителя.

Особенности уклада общей жизни начальной школы и организа­ции ее пространства. У каждого класса есть своя классная комната, пространство которой организуется сообразно задачам и формам работы конкретного класса. Общие черты классных пространств: они трансформируемы, в них есть место для хранения различных материалов и демонстрации детского творчества. Расстановка парт и стульев часто меняется, классные доски могут использоваться традиционно для записи и как стенды, шкафы могут завешиваться, превращаясь в выставочное или игровое пространство. Создание разных функциональных зон происходит с помощью стеллажей, занавесок на тросах, протяну­тых от стены к стене, ширм и т. п.

В начальной школе созданы зоны, в которых ребенок может свободно играть в подвижные игры, бегать, лазать, кувыркаться; отдыхать и уединяться; заниматься своим делом. Для этого суще­ствует несколько детских спортивных комплексов в рекреациях и школьном дворе; не учебные уголки в классах с матами, подушка­ми или ковром и т. д. Важно, что это детские пространства. Пра­вила пользования ими вырабатываются детьми с помощью взрос­лых; дети могут изменять и переустраивать эти пространства под свои нужды.

Кроме того, существует специальный кабинет начальной шко­лы, в котором находится маленький спорткомплекс на 1—3 де­тей, атрибуты для отдыха и релаксации, развивающие игры, на­боры конструктора ЛЕГО, складная мебель, материалы для рисо­вания, раскрашивания и ручного труда, пианино. В этом кабинете постоянно находится педагог ГПД или психолог, к которым мож­но отправить ребенка с урока или во второй половине дня, если он нуждается в уединении, хочет продолжить какое-то свое дело и т. д.

Учитель начальной школы может, независимо от школьных звонков, строить учебный процесс, определяя оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Например, если в классе идет оживленная дискуссия, вполне возможно не преры­вать ее «по звонку» или можно отправить отдыхать уставших ребят и продолжить разговор с желающими. Другой пример: дети придумали интересную игру на спорткомплексе в холле и хотят ее опробовать, когда там больше никого нет. Тогда они договари­ваются с учителем сдвинуть время отдыха. Чтобы шум в холле не мешал работающим в классных комнатах, в них сделаны двой­ные двери.

Страницы: 1 2

Навигация