Задачи, которые должен решить учитель, чтобы построить учебный процесс такого типа:
- определить спектр приоритетных универсальных и предметных умений, на развитие которых будут нацелены игры-проекты на период всей начальной школы, одного года, отдельный проект;
- спрогнозировать возможности закладываемого проекта относительно особенностей конкретного класса и ситуации;
- решить вопрос взаимоотношений предметного содержания и проектных шагов;
- конкретизировать тему проекта, сюжет игры, исходя из возможных в ней деятельностей, разработать сценарий игры;
- предусмотреть различные формы совместности в реализации проектов;
- заложить адекватную проекту систему оценивания.
Спектр умений
Приоритетными для нас являются продвижения ребенка, связанные с универсальными умениями (компетентностями). Условия совместной проектной деятельности учат удерживать общие цели, ближние и стратегические планы, обосновывать свой выбор, увязывать свои интересы с общим контекстом. В проекте у ребенка появляется опыт разрешения проблем. В отличие от решения рафинированной учебной задачи здесь ему самому нужно перевести жизненную проблему в условия некоторой задачи, осознать наличие или отсутствие ресурсов для ее решения, построить алгоритм действия.
Наши игры - это коллективные проекты, являющиеся полем для совместного поиска решений. При этом учитель направляет этот поиск не извне, а как один из партнеров. Разворачиваемая деятельность должна быть многоплановой, давать возможность разным детям включаться в нее, опираясь на свои индивидуальные способности, осуществлять выбор характера деятельности, роли, темпа, партнеров для кооперации и т.д. Тогда можно говорить не о направленном формировании у всех детей определенных универсальных умений, а об индивидуальном формировании универсальных умений, причем внутри широкого спектра. Но как бы он ни был широк, учитель должен представлять, какие умения или их блоки могут наращиваться в организуемой деятельности, и, наоборот, для формирования каких важнейших умений необходимо строить эту деятельность.
Тема, сюжет, сценарий игры
Задача учителя - придумать и разработать сюжет конкретной игры: в какую игровую реальность попадет класс, какая игровая интрига предполагается, как она будет связана с конечным продуктом. Необходимо, чтобы этот сюжет требовал разворачивания разнообразных деятельностей. Они должны быть связаны с актуальным предметным материалом, работать на развитие приоритетных универсальных способностей, предполагать определенные виды совместности, которые важно строить на этом этапе. Чтобы каждый проект мог стать пробой сил и важным образовательным опытом для разных детей, необходимо от игры к игре менять характер деятельностей, формы конечного продукта, ведущие виды взаимодействия.
Если заранее задумывается целая сюжетная линия (в нашем случае «Земля — мой дом»), то потом необходимо по ситуации и, основываясь на соображениях, изложенных выше, только конкретизировать тему и способ проживания. Но вполне возможно включение разрозненных, не продолжающих друг друга проектов. Их тематика может родиться из интереса класса или в связи с каким-то школьным делом, событием.
Также важно учителю, задумывая идею и сценарий игры, оставить достаточно места для детских проектных идей, быть готовым изменить задуманный ход игры, спокойно по ситуации отказываться от каких-то работ и сюжетных поворотов, которые почему-то не пошли (безусловно, разбираясь в причинах этого). Вообще, на наш взгляд, чтобы проектирование учителем игры не превращалось в привычное жесткое планирование, предполагаемые шаги, формы работы должны задумываться как веер вариантов, заранее избыточных. От формулы «сделаем так» надо перейти к «возможно так, или так, или так .». Тогда предложения детей не будут нарушать учительскую логику, а будут дополнять многообразие вариантов и можно будет работать, выстраивая партнерские отношения с детьми.