Адекватная проекту система оценивания
Безусловно, разработка форм и способов оценивания детской работы в проектах зависит от того, как в целом в данном образовательном учреждении обстоит дело с реформированием системы оценивания. Но в любом случае игры-проекты предполагают некоторые особые условия оценивания.
Первый вопрос: что может оцениваться? Второй: как? С одной стороны, в подготовке игры-проекта применяются и наращиваются предметные умения и навыки. Но часто это происходит в нестандартной ситуации, при решении комплексных задач, написании собственных текстов и т. д. Поэтому оценка относительно нормативов здесь неуместна, скорее, она должна измерять усилия ребенка, изменения относительно него самого. С другой стороны, ценной в проектной работе является актуализация универсальных способностей, причем разных у каждого ребенка. Здесь совсем не годятся стандартный контроль и отметка. Ведь главная цель оценки - помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. И если оценка должна работать на субъектную позицию школьника, необходимо «впустить» детей в святая святых сотворения критериев и форм оценивания, сделать этот процесс открытым и совместным. При этом могут рождаться и формы учета выполненного объема, и зачетные работы, и временные системы баллов, обоснованные сюжетом игры (например, деньги для путешествия), и графики, диаграммы, таблицы. Оцениваться по договоренности может и индивидуальная, и коллективная работа, а может индивидуальный вклад идти в зачет команде. Широко может использоваться система дипломов, грамот, свидетельств, в которых индивидуально прописаны успехи каждого ребенка в разных областях деятельности в проекте.
Очень важна на разных этапах игры роль взаимо - и самооценки. Одна из возможных форм такой работы с универсальными умениями — письменные ответы на вопросы рефлексивного содержания по итогам какой-либо работы. Если говорить о формах оценивания, то, безусловно, имеет смысл приспосабливать имеющиеся в школе наработки к проектной работе, если они не расходятся с ее принципами.
Образовательные эффекты модели
Как уже говорилось, образовательный процесс, устроенный по типу целостной жизнедеятельности, представляет собой цепь проектов, различных по сюжету и материалу, но неизменно направленных на работу с личностными универсальными способами и умениями. Таким образом, эффекты, получаемые в таком образовательном процессе, не могут выявляться тотально с помощью точных измерительных процедур. Речь скорее идет о пролонгированном наблюдении за приращениями ребенка и постепенном переходе его к самонаблюдению, узнаванию своих способностей, использованию этого знания в построении своего образования. Для каждого ребенка индивидуален и темп прохождения такого пути, и степень субъектности в образовании, которой он сможет достичь.
Но есть типы деятельности, в которых происходит направленная работа со всеми детьми. Каким бы ни был проект, значительное время тратится на работу, приучающую ребят выделять и удерживать общие цели, ближние и стратегические планы, обосновывать свой выбор, увязывать свои интересы с общим контекстом. Здесь эффекты легче наблюдать, поскольку они проявляются массово. Можно говорить, что к концу начальной школы большинство детей в той или иной степени способны к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов и т. д. Они хорошо ориентируются в многообразной жизни школы, вступают в деловую кооперацию, способны планировать свою деятельность на более или менее длительные сроки. У многих детей вырабатывается вкус к порождению новых форм и способов работы. Над ними, на наш взгляд, меньше, чем над детьми в традиционной системе обучения, довлеют штампы и клише. Этот вывод мы делаем на основании сравнения детских текстов, рисунков, готовности воспринять нестандартное задание, высказывать свое мнение, включаться в разработку новых идей.