О направлении и идеологии осуществляемой в настоящее время реформы образования свидетельствует принятие в 1994 г. правительством РФ Федеральной программы развития образования.
В программе отмечается необходимость обновления содержания образования на основе его гуманизации, гуманитаризации и дифференциации и сделан вывод, что основным средством управления этим процессом является переход на новые образовательные стандарты.[ ]
В 1995 году завершился первый этап реализации Федеральной программы развития образования, в 1996 году начался второй этап ее реализации. Среди достижений первого этапа реформы можно назвать переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования. Если выбор образовательного учреждения преимущественно доступен городским школьникам, то в сельских районах можно говорить о выборе направленности обучения, в некоторой степени о выборе программ, учебников и форм проведения итоговой аттестации учащихся. При всех трудностях, переживаемых нашим государством, эти результаты уже восприняты нашими согражданами, в том числе учащимися, их родителями и педагогическими коллективами.
Эксперты в области образования отмечают, что проблема построения современного содержания образования в России традиционно являлась и является в настоящее время приоритетной при проведении реформы школы. Надо отметить, что для российского общества всегда была характерна неудовлетворенность качеством работы образовательных институтов. При этом относительно новым явлением в последнее десятилетие стало желание значительного числа педагогов выйти за рамки традиционной предметной образовательной системы, базирующейся на идеях Я.А. Коменского.
Среди других тенденций развития образования можно отметить некоторое несоответствие содержания образования новым социально-экономическим условиям российского общества, которые сегодня уже в значительной степени связаны с рыночным механизмом. Последнее выражается в том, что учебные программы не в полной мере адекватны новым общественным условиям, которым соответствует человек, способный самостоятельно делать выбор, решать проблемы на базе широкого общего образования, которое должно стать основой профессионального универсализма.
Среди наиболее заметных тенденций в развитии образования в последние годы можно назвать мощную тенденцию к децентрализации. Эта тенденция проявляется в разнообразных формах и дополняется, с одной стороны, формированием центров, как бы стягивающих образовательное пространство по новым основаниям — национальным (в том числе для тех национальностей, которые не имели государственного статуса — немцев, евреев, поляков и др., при этом интересно отметить, что государственным статусом не обладали и сами русские), профессиональным, ассоциативным, региональным (подчас не совпадающим с административным делением), а с другой стороны — влиянием на эти процессы прогрессивной тенденции к формированию единого образовательного пространства Российской Федерации в виде проектирования единых образовательных стандартов, введения Базисного учебного плана, разработки и апробации систем аттестации, аккредитации, лицензирования, тестирования и т. п.
Российское образовательное пространство формируется и развивается под влиянием ряда факторов. Назовем их.
Сегодня в российском обществе сложилась весьма сложная экономическая и социально-политическая обстановка. Политизация общественной жизни, смешение мировоззрений, верований, столкновение идеологий, которые происходят на фоне экономики в стадии еще не преодоленного кризиса, провоцируют людей либо к радикализму в попытках решения стоящих перед ними и обществом в целом фундаментальных проблем, либо к социальной апатии.
Разрушение в Российском обществе многих культурных стереотипов и каналов трансляции культуры, привело к резкой деградации культурной среды. Под угрозой гибели оказались целые области культурной деятельности: фундаментальная наука, классическая музыкальная культура и др.
По теоретическим исследованиям и мировой практике известно, что образование имеет для общества стабилизирующее и развивающее значение. Оно способно остановить социально-психологическую эрозию общества, и в этом его значение как фактора национальной безопасности (образование — резерв для развития рынка услуг, стимул для создания дополнительных рабочих мест всех уровней квалификации и т. д.). Вместе с тем в России эта функция образования еще в должной мере не проявилась.
В настоящее время одной из генеральных тенденций развития образования можно считать процесс самореорганизации массовой, по сути еще советской, школы в новые образовательные учреждения. Педагогические коллективы проводят организационно-педагогические преобразования и почти сразу же сталкиваются с проблемой поиска новых смыслов понятия «содержание образования», с проблемой поиска собственной образовательной философии, являющейся основой образовательного процесса (здесь, правда, надо отметить, что нерешенность принципиальных вопросов философии и методологии образования затрудняют достижение в массовой школьной практике ощутимых положительных результатов).