Тем не менее, новые социально-экономические условия потребовали от школы изменить сложившуюся ранее систему приоритетов между структурными элементами содержания образования, а социальное расслоение общества дифференцировало образовательный запрос. Следствием этого стало появление в России различных типов средних учебных заведений повышенного уровня — лицеи, гимназии и др., которые также столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования в новых типах учебных заведений.
Таковые некоторые из ведущих тенденции развития сферы образования.
Необходимо подчеркнуть, что успешность реформирования системы образования во многом определяется принятием педагогическим сообществом целей и приоритетов образовательной политики. Поэтому особую актуальность сегодня имеет адекватный для российского общества, а соответственно и для сообщества педагогов, выбор приоритетов развития системы образования, в том числе образования исторического.
Можно сколько угодно считать и доказывать, что школа должна быть вне политики, а образование, в том числе историческое, не имеет цели и функции обеспечить воспитание граждан своей страны, патриотов своего Отечества. Вместе с тем, само это утверждение как раз и носит идеологический характер, причем сегодня этот вывод не требует доказательств в силу своей очевидности.
Таким образом, центральным звеном реформы образования — в ее идеологическом аспекте — стал вопрос о том, какое направление развития системы российского образования, какие образовательные приоритеты наиболее полно соответствуют долговременным интересам российского общества и государства.
Несмотря на отсутствие в этом вопросе единства — разные общественные силы и группы подчас противоположно понимают приоритеты и цели российского образования — есть, как нам кажется, ориентиры, позволяющие в случае их принятия активной частью населения, в том числе и политической элитой, выстроить российскую политику в области образования в целом. В этом случае и конкретные направления политики в области образования — в том числе исторического — получат естественное оформление, соответствующие цели и контуры.
Так, в частности, можно полностью согласиться с тем, что сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и. традиций образования и воспитания актуальны для реформы школы с ориентацией на укрепление ее своеобразия и самобытности на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов педагогики.
Нам представляется, что одной из главных теоретических и практических проблем построения современной системы исторического образования является поиск оптимального баланса между либеральными и национальными ценностями. Происходящее сегодня их агрессивное столкновение ведет к их взаимной дискредитации и угрозе культурного раскола российского общества. Добавим, что перед молодыми гражданами России стоит проблема новой национальной идентификации с учетом современных ценностей гражданского общества.
В этой связи полагаем, что есть настоятельная необходимость провести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблеме современного понимания целей школьного исторического образования и воспитания учащихся. А саму тему дискуссии можно сформулировать примерно так — национальные приоритеты и ценности исторического образования и общественного воспитания. При этом в центр дискуссии полезно поставить проблему поиска и обеспечения оптимального баланса политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей в содержании образования при доминанте общенациональных (государственных) ценностей.
Отсюда можно предположить, что при благоприятном развитии событий реформа образования в России может стать фундаментом для процесса становления в России современного, но вместе с тем равновесного, устойчивого общества, в котором одним из факторов стабилизации станут сформулированные и воспринятые педагогическим сообществом национальные приоритеты и ценности образования и воспитания, смысл и суть которых можно лаконично выразить одной фразой — воспитание граждан России, осознавших свою роль и место в стране и в современном мире, положительно воспринимающих идеи и механизмы гражданского общества и правового государства.