В современной России проблема целей школьного исторического образования опять стала предметом повышенного общественного внимания и сделала очевидной необходимость заново сформулировать некоторые стратегические подходы к определению содержания общего образования.
В отечественной педагогической традиции зафиксировано в качестве эталона, что учитель обязан давать некий образец, «канон», некую абсолютную универсальную модель исторического знания, отраженную в качественных, стабильных учебниках. Поэтому наиболее острые баталии вокруг содержания и структуры новых учебников, особенно по истории XX в развернулись именно из-за противоречии между ожидаемым качеством учебника и реальными возможностями современных авторов удовлетворить эти ожидания. Проблема осложнилась и достигла крайней остроты также из-за изменения информационной среды, ценностных ориентации молодежи, особенностей восприятия исторической информации в новых условиях.
Избыточную остроту этой проблеме придает также политическая борьба разных общественных сил и движений вокруг исторического наследия (особенно советского периода) и его ценностных оценок.
В качестве иллюстрации приведем некоторые фрагменты выступления участников дискуссии по проблемам реформы среднего образования, которая состоялась в Московском государственном университете в январе 1998 г.
Так, например, И.М. Сурков, председатель комитета по образованию и науке воронежской областной Думы, считает: «Именно по этой проблеме выявляются конфликтные столкновения между российскими национальными и западными образовательными менталитетами, традициями, ценностями, достижениями. Перекос делается . в сторону глобального образования при забвении национально-патриотического компонента . Это есть западная концепция нашей истории, которая унижает нашу настоящую историю, а учеников вводит в заблуждение .» [8, С. 13].
Сотрудник Института мировой литературы РАН В.Ю. Троицкий заявляет, что «главное по предлагаемому проекту не воспитывать гражданина, любящего и знающего свою Родину, а главное — убить национальное самосознание .
Идет информационно-психологическая война с применением современного оружия. Наши школьники теряют способность воспринимать то, что они обязаны воспринимать, чтобы быть гражданами, людьми своей страны, чтобы быть полноценными людьми» [8, С. 13].
Поэтому изучение общественного историко-педагогического наследия, интерпретация и поиск путей адаптации современного международного, в том числе западного, опыта исторического образования с целью построения в России современной образовательной системы с оптимальным соотношением, балансом между федеральным, национально-региональным и местным (локальным) компонентами — приоритетная задача. Более того, очевидно, что без решения этой суперзадачи вряд ли могут быть решены более конкретные проблемы исторического образования.
Коллектив сотрудников лаборатории исторического образования Института общего среднего образования РАО во главе с Л.П. Алексашкиной считает, что «объект изучения истории — прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество).
Основные системные характеристики объекта — историческое время, историческое пространство, историческое движение».
Предмет изучения исторической науки — прошлое в его конкретности и неповторимости.
Содержание образовательной области «История» представлено на разных уровнях:
— история человека — история социальных групп и социумов;
— история всемирная — история цивилизаций и история государств,
— история этнонациональная — история региональная — история края.
Содержательные доминанты образовательной области — история Отечества и всеобщая история.
История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, истории республики Российской Федерации, истории более крупного, в том числе цивилизационного, региона и как частица всемирной истории.
По мнению представителей этого научного коллектива, значение истории состоит в осмыслении последовательности свершившихся в прошлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий. Отсюда иная, чем в социологии и других общественных дисциплинах, хронологически выстроенная структура содержания.