История представляет человека, событие, ситуацию в их конкретности, целостности социальных, нравственно-этических, материальных, идеологических, культурологических и иных отношений, а также многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного и созидательного опыта людей.
По мнению научного коллектива, изучение образовательной области «История» призвано обеспечить:
— овладение основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;
— развитие способностей осмысливать события и Явления действительности на основе исторического подхода, во взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего; умении творчески применять исторические знания;
— формирование ценностных ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
— развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.
По мнению научного коллектива Института общего среднего образования РАО, предметом других общественных наук являются либо общие закономерности социального развития в целом, либо современные тенденции развития отдельных сфер общественной жизни.
Другие научные коллективы и отдельные авторы, в том числе также из РАО, например В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский и О.Е. Кошелева (Институт теории образования и педагогики РАО), считают, что в последние годы кардинально трансформировалась иерархия целей и задач исторического образования, в которой ранее доминировала специфически понимаемая «воспитательная» ориентация («формирование мировоззрения»). По мнению этой научной группы, можно выделить следующие задачи школьного исторического образования:
— развитие исторического мышления школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях;
— формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
— воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
— восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
— знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясняющими развитие общества;
— формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
— развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Таким образом, сегодня при изучении истории одной из главных становится цель просветительская, а именно сообщение знаний о прошлом, необходимых всякому культурному человеку.
Но учитель сегодня не должен приобщать учеников к основам единой государственной идеологии и требовать от детей однозначного воспроизведения информации. Традиционная для нашего образования цель — воспитание патриотизма, считает авторский коллектив В.Г. Безрогова, возможна и необходима лишь в корректном сочетании с указанными целями и задачами исторического образования.
Есть сегодня авторы, которые категорически отрицают такую цель исторического образования, как воспитание патриотизма, любви к Родине. Так, например, А.Ю. Головатенко пишет: «Между тем в конце XX в. профессиональному историку и профессиональному педагогу странно не понимать, что изучение прошлого не может и не должно рассматриваться как повод для формирования тех или иных качеств личности, даже самых прекрасных. .Естественные человеческие чувства, к числу которых, несомненно, относится и любовь к родине, возникают не в результате организованных педагогических акций, рождаются не из рассказов о подвигах предков; тут срабатывают более тонкие механизмы» [8, С. 18].
Против тезиса о воспитании историей выступает и Ю.Л. Троцкий: «Мы исходим из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчеркивание самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи предмета истории. Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций» [8, С. 18].