1) Особенности текущей проверки с использованием тестовых заданий.
Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей проверки, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала (в последнем случае тестовые задания носят обучающий характер). Подробное описание valberg asd 32 у нас.
Учитывая недостатки применения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Желательно проверять усвоение одного или того же понятия, как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом.
Например, для проверки усвоения знаний о роли цитоплазмы в клетке модно применить следующее тестовое задание:
1.Цитоплазма в клетке…
А. Защищает содержимое клетки от механических повреждений.
Б. Поглощает световую энергию.
В. Осуществляет связь между частями клетки.
Г. Обеспечивает деление клетки.
Ответ: В.
Наряду с тестовыми заданиями знания о цитоплазме проверяются также с помощью обычных вопросов. Ученику предлагается рассмотреть изображение клетки на рисунке и рассказать о месте в ней цитоплазмы и ее функциях.
Реализации дифференцированного подхода на уроке способствует применение всего разнообразия тестовых заданий. Для проверки знаний учащихся на обязательном для всех уровне чаще всего используются задания с выбором одного правильного ответа, в то время как задания, требующие конструирования ответа из ряда элементов, выявления последовательности процесса и т.п., предлагаются для интересующихся биологией учащихся. При выставлении отметки учитывается степень сложности задания.
В последние годы тестовые задания широко применяются на уроках биологии для текущей проверки знаний учащихся. При этом тестовый контроль дополняется традиционными формами и методами проверки, что повышает объективность оценки результатов обучения.
2) Тематическая проверка знаний.
В меньшей степени нетрадиционные формы и методы проверки применяются для итогового контроля. Учитель не доверяет им, считая, что они не могут дать объективной картины состояния знаний учащихся. Однако подобное мнение нельзя назвать правильным. Дело в том, что тестовый контроль занимает меньше времени, позволяет проверить большой объем знаний у всех учащихся одновременно. Тестовый итоговый контроль целесообразно проводить по завершении изучения крупной темы или ряда тем, в конце полугодия и даже года.
Для проведения тематического контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из большого числа заданий (15-20) и традиционных вопросов. На проведение подобного зачета выделяется целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаются обычно четыре варианта тестовых заданий. При этом тесты в вариантах должны быть равноценными, идентичными.
Целесообразно в тест, включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа. Это обусловлено тем, что к моменту проведения зачета учащиеся уже должны овладеть умением работать с различными заданиями. В тоже время для итоговой проверки следует использовать задания, требующие более обобщенного ответа, в меньшей степени ориентировать на проверку отдельных фактов, деталей.
Однако не все виды тестовых заданий можно использовать для итоговой проверки знаний и умений. В меньшей степени для этой цели подходят различного рода диктанты, работа с таблицами, задания с пропусками отдельных терминов.
Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий - на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая- на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимся биологией.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можно предложить учащимся 15 тестовых заданий и 5 заданий со свободным ответом. При этом все 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности. Но можно дать на повышенном уровне сложности 2-3 тестовых задания и 2-3 традиционных вопроса.