Учреждения дополнительного образования строят свою деятельность в тесном контакте с научными, культурными общественными учреждениями и объединениями, используя их возможности для выполнения своей миссии. Таким образом, социально-педагогическая поддержка есть социокультурный процесс индивидуального развития личности ребенка, осуществляемый педагогом и опосредованный педагогическими условиями дополнительного образования детей.
Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования, на наш взгляд, в большей степени соответствует сущности дополнительного образования, поскольку предоставляет ребенку возможность свободного выбора содержания, форм образования, общения, досуга. Социально-педагогическая поддержка ставит весь педагогический процесс в зависимость от интересов и потребностей ребенка. И в дополнительном образовании, и в социально-педагогической поддержке интерес ребенка является системообразующим элементом. Именно поэтому социально-педагогическая поддержка как цель дополнительного образования представляется нам основополагающей, так как соответствующей самой природе дополнительного образования детей.
Сфера дополнительного образования обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности. Учреждения дополнительного образования, определяющие основной своей целью социально-педагогическую поддержку личности в развитии, являются приоритетно важным фактором формирования ребенка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал. Дополнительное образование формирует гуманистические ценностные ориентации, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, помогает реальному взаимодействию и взаимообогащению культур, позволяет овладеть навыками общения со сверстниками и взрослыми, оптимизирует процессы социализации, социальной адаптации личности, тем самым способствует формированию социально-педагогической компетентности личности.
Реализация социально-педагогической деятельности возможна при создании системы условий для ее функционирования и развития. А.В. Золотарева выделяет 7 групп таких условий:
- кадровые,
- научно-методические,
- нормативные,
- материально-технические,
-финансово-экономические,
- информационные,
- психолого-педагогические.
Для обеспечения успешности социально-педагогической работы в условиях УДО необходимо осуществление следующих психолого-педагогических условий:
- субъект – субъектные отношения педагога и ребенка,
- вариативность образования,
- создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка,
- создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему.
1) субъект-субъектные отношения педагога и ребенка – мы понимаем как педагогическую поддержку ребенка в его индивидуальном развитии, то есть любой активности субъекта, осуществляемой сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и к прогрессивным изменениям психических, физических функций, социальных способностей.