В силу особенностей детей, с которыми нам пришлось работать, особое место мы старались уделять формированию правильного жизненного опыта. Как известно, в силу индивидуальности каждого человека неповторим и его жизненный опыт, «который представляет собой неповторимый синтез разнообразных знаний, впечатлений, чувств и отношений как психических состояний, а также умений, навыков и привычек как операционных актов материальной деятельности человека, складывающейся в ходе его индивидуальной жизни и направлении на решение проблем».
В качестве основных компонентов, составляющих витагенный (рожден повседневной жизнью) опыт личности, можно выделить пять важных фактов деятельности:
Ø обеспечение здорового питания
Ø уход за собственным телом
Ø уход за жилищем
Ø общение
Ø пользование денежными средствами
Относительно первых трех пунктов работа по большей части выполнялась лагерными медиками, а на воспитателях лежала обязанность следить за выполнение и соблюдением санитарных норм в корпусах. Нами также организовывались спектакли о здоровом образе жизни, дежурства по комнатам и столовой, походы в баню, бассейн и душ.
Компонент «общение» имеет особую значимость в формировании жизненного опыта. При анализе научных источников обращает на себя тот факт, что, несмотря на кажущиеся благоприятными условия для формирования навыков общения в условиях детского дома, этот процесс не получает ожидаемого положительного результата. Поэтому этому пункту мы старались уделять особое внимание, организуя тренинги на общение и взаимодействие с максимальным количеством взрослых людей.
Компонент «пользование денежными средствами» был выбран, исходя из прагматических предпосылок. В современной науке появился такой термин «экономическая социализация».
Основой экономической социализации детей - сирот в данных учреждениях становится общественная, а не личная, как у детей из семьи, собственность. У детей, оставшихся без попечения родителей, содержание экономической социализации в интернатном учреждении принципиально отличается от традиционной экономической социализации ребенка в открытом социуме, «где социализируются, проникая в социальные отношения, связанные с присвоением личной собственности. В детском доме или в интернате, напротив, в процессе экономической социализации присваиваются преимущественно отношения общественной (групповой) собственности.» Действительно, комната, где живет ребенок (и спальня, и комната, где делают уроки, смотрят телевизор, играют) общая: общие столы, стулья, шкафы, книжные полки. В.И. Слуцкий связывает подмену личной собственности общественной (групповой) и формирование специфических межличностных отношений в закрытой группе: «привычное и узаконенное неуважение к его собственности ребенок компенсирует тем, что, в свою очередь, явно выражает неуважение к собственности других детей, тем самым как бы возвышая себя за счет унижения других». Еще один важный момент экономической социализации детей, лишенных родительского попечения, связан в большей степени с этапом выхода из интернатного учреждения. Это деперсонифицированная финансовая поддержка от абстрактного государства, в отличие от конкретной персонифицированной помощи, как правило, родителей у подростка из семьи. Гарантированность «государственных денег» и «государственной помощи», с точки зрения ряда исследователей, обеспечивает развитие позиции иждивенчества у социальных сирот.
Психологическими последствиями «оторванности денег» являются:
v вера в случай, удачу, мгновенное обогащение, финансовые игры;
v избыточная потребительская активность (трата денег) и сниженный финансовый контроль;
v усиление ощущения непредсказуемости будущего и ощущения безысходности.
«Государственные деньги» приходят к воспитанникам детских домов от абстрактного источника (деперсонифицированы), «оторваны» от реальной жизненной практики (их происхождение подростку не известно) и не встроены в контекст ею экономических отношений (подросток не получил практики наилучшего использования денег), что минимизирует эффективность подобной помощи.
Социализация ребенка, лишенного родительского попечения, в стенах детского дома или интерната сопряжена с включением его в отношения общественной собственности, что не отражает реальности современной рыночной экономики. Государственное финансирование различных этапов социализации социального сироты не учитывает психологических последствий деперсонифицированного финансирования и нуждается в различных формах психолого-педагогического участия для адекватного включения воспитанника интернатного учреждения в финансово-экономическую деятельность открытого социума. Психолого-педагогическая профилактическая работа по отношению к неэффективной экономической социализации воспитанника сиротского учреждения может включать в себя: