v реорганизацию социально-экономического пространства закрытого образовательного учреждения, включая изменения границ общественной / личной собственности (усиливая при этом роль отношений личной собственности);
v формирование навыков обращения с денежными средствами у социальных сирот; специализированное психологическое консультирование, направленное на личностные изменения социальных сирот, адекватные успеху в рыночной экономике;
v оптимизацию усилий по социальной защите сирот для обеспечения наиболее благоприятного социально-экономического положения выпускника в открытом социуме;
v включение воспитанников интернатных учреждений в специализированные программы, формирующие адекватные рыночной экономике социальные навыки.
Для формирования данного компонента жизненного опыта применялись беседы, консультации, диспуты, викторины.
Но «если вы считаете необходимым приучить их к чему–либо, укореняйте в них это по средством практики всякий раз, когда представится случай». Поэтому можно говорить о том, как необходим живой опыт детям, а не жесткая изоляция в стенах детского дома. И эта практическая работа должна постоянно выполняться даже незаметно для детей.
Еще одним блоком в работе с детьми-сиротами является направленность на развитие и совершенствование профессиональной компетентности воспитанников детского дома и их готовности к выполнению трудовых обязанностей. Воспитанники детского дома имеют возможность посещать профессиональные курсы для получения дополнительных специальностей. Очень важно дать ребятам определенный старт в жизни, поэтому нами проводилась со старшими детьми работа по профессиональному ориентированию.
Анализ диагностических данных выявил неподготовленность молодых людей к браку и семье, особенно по медико-психологическим и правовым аспектам. На вопросы связанные с проблемами взаимоотношений супругов, родителей и детей, создания семейного комфорта, с правовой основой брачно-семейных отношений, воспитанники детского дома не смогли дать точных ответов. Среди семейных ценностей на первые (наиболее значимые для себя места) молодые люди поставили заботу о здоровье, совместное ведение хозяйства, содействие члену семьи в профессиональном росте, получение материальных благ от партнёра. Оказалось, что продолжение рода, сексуальные отношения, духовное общение в семье молодые люди, которые приняли участие в исследовании, не оценивают как значимые ценности. Опрос показал, что воспитанники не в полной мере владеют знаниями о формах и методах воспитания ребёнка, оказания ему медицинской помощи, умениями выходить из проблемных ситуаций. Подобные характеристики мы встречали в отчетах не только о своих воспитанниках, но и о воспитанниках других детских домов.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться в ходе работы, это психологические особенности сотрудников детских домов. Если наш коллектив работал с детьми-сиротами только одну смену, то большинство сотрудников не один год. Исследования психологических особенностей сотрудников детского дома показали, «что наибольшие отличия (по сравнению с учителями общеобразовательных школ и студентами) наблюдаются у них именно в эмоциональной сфере». Причём с увеличением стажа работы деформация эмоциональной сферы сотрудников детских домов возрастает.
Основу этого явления составляют как личностные качества самих педагогов, так и объективно существующие внешние условия их работы, ведь постоянно иметь дело с трудными детьми может далеко не каждый. Трудности этих детей проявляются и в поведении, и в мышлении, и в эмоциональных реакциях на различные педагогические воздействия. У педагогов часто профессиональные и личные интересы переплетаются в одно целое. Часто собственные и «общественные» дети проводят вместе мероприятия, ездят на экскурсии, в лагеря отдыха. В своеобразное профессионально-семейное единение иногда оказываются втянутыми не только дети, но и другие родственники педагога. Такой вид профессиональной деятельности часто вызывает небезосновательные возражения, но он существует, опровергая вывод, сделанный некоторыми учёными о том, что в качестве педагогов детского дома предпочтительны люди, не имеющие собственных детей, но стремящиеся реализовать свой материнский или отцовский инстинкт в отношениях с детьми. По данным последних публикаций, «профессиональная деформация характерна для педагогов, возраст которых достигает 37 лет, а непрерывный стаж работы превышает 6-7 лет. Это косвенно подтверждает наш вывод, так как под категорию «не поддающихся деформации» в нашем случае попали в основном молодые (25-35 лет) и не так давно работающие в детском доме специалисты». В некоторых детских домах уже давно существует практика, когда психолог занимается не только с детьми, но и с педагогами. Тренинги проводятся как групповые, так и индивидуальные. Большой популярностью, особенно во второй половине дня, пользуются у воспитателей сеансы релаксации, восстанавливающие с помощью различных психотехник и специального музыкального сопровождения душевное равновесие и силы педагога. Психологическая поддержка педагогов, на наш взгляд, имеет огромное значение. Ведь мечта о том, что настанет такой день, когда не будет детских домов несбыточна и далека, а значит, профессия педагога детского дома ещё долго будет востребованной как искусство прикосновения к человеческой душе, тем более душе, обожжённой горем.