В последние годы исключительно быстро развиваются информационно-вычислительная и телекоммуникационная техника, и информатизация образования.
К числу средств, претендующих на коренное преобразование образовательного процесса, следует отнести разнообразную компьютерную и информационную технику и технологии.
В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием - компьютер.
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний, и обусловливает появление совершенно новых средств обучения.
Можно выделить такие новые средства (рис. 2):
компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
распределенные базы данных по отраслям знаний;
средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;
электронные библиотеки;
С развернутой классификацией программно-аппаратных комплексов в образовании и развитием инфраструктуры и телекоммуникаций сферы образования можно ознакомиться в концепции информатизации сферы образования Российской Федерации.
Информационно-компьютерные средства могут обеспечить реальную возможность повышения эффективности педагогической деятельности. Они способны не только внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу обучения, но и существенно повлиять на цели, содержание, организационные формы, методы обучения, воспитания и развития, обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля [4]
|
Рис. 2