Процесс проектирования деятельности школьников на объекте природы мы строили, исходя из ведущей деятельности в подростковом возрасте.
На основе анализа характеристики подросткового возраста можно выделить ряд основных требований к формам и содержанию обучения на базе объекта природы:
1. Содержание учебного материала должно быть связано с интересами и проблемами подростка, с теми знаниями и возможностями, которые предоставляют ему современные системы получения информации, с реальной жизнью.
2. Уход от принципа предметности в обучении для приобретения подростком способности выстроить более или менее целостную картину мира и понять, куда в этой картине могут быть «встроены» получаемые в школе знания. Построение целостной научной картины мира, обеспечение связи школьного образования с реальной жизнью.
3. Расширение социальной ситуации развития. Создание условий для реализации социальной деятельности внутри учебной (социально-учебная деятельность).
4. Демократический стиль взаимодействия участников образовательного процесса.
Указанные принципы в той или иной мере уже реализуются в сфере проектирования и построения подростковых школ (метод проектов Дж.Дьюи, «Новая школа» Френе, «Школа диалога культур» Ю.С.Курганова, «Школа самоопределения» А.И.Тубельского, «Школа совместной деятельности» Г.Н.Прозументовой и др. В нашем исследовании эти принципы необходимо приложить к форме использования в обучении подростков конкретного объекта природы.