Социализация личности учащихся является одной из важных проблем настоящего времени, в связи с этим существует проблема связи школы с внешкольным миром. Одним из способов решения этой проблемы мы видим в использовании внешкольных территорий.
Внешкольные территории могут быть использованы для ряда учебных и воспитательных целей. В естественнонаучном образовании использование таких территорий (природных объектов) позволяет организовать учебную деятельность в соответствии с современными стратегиями модернизации образования. Согласно основной стратегии в задачи школы входит предоставление условий «…для освоения биоэкологических знаний о природе, обществе, самом человеке, для развития умений и навыков в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности».
Сущность обучения на природном объекте заключается в том, что изучаемые в школе предметы даются детям не только по учебникам и в пересказе учителя, но и «живьем, в реальной жизни».
Хотя в литературе использование объектов природы рекомендуется как дополнительная форма занятий (в дополнение к традиционным урокам), пока невыясненным остаются вопросы: каково оптимальное соотношение традиционных уроков и занятий на природном объекте; каковы условия и возможности полной замены традиционных уроков занятиями по изучению конкретного природного объекта без ущерба для требований учебной программы; какими могут быть формы таких занятий.
В нашей работе мы сделали акцент на определении возможностей объекта природы «Суриковский ключ» при изучении курса ботаники в 6 классе, поскольку недостаточно выяснены вопросы организации учебной деятельности в рамках изучения ботаники подростками 6 класса на природном объекте. Существует также проблема соотношения требований программы по ботанике и обучения на основе познания конкретного природного объекта.
Целью нашей работы было исследование возможности и эффектов обучения подростков ботанике на базе природного объекта «Суриковский ручей».
Гипотеза исследования: организация обучения ботанике в 6 классе на объекте природы может оказаться целесообразной (с точки зрения учебной программы и стратегий современного образования), если процесс обучения включает коллективную совместную деятельность и коммуникацию подростков.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы о проблемах использования объектов природы и их место в школьном образовании.
2. Анализ соответствия форм работы на объекте природы, характеристике подросткового возраста.
3. Составление программы обучения ботанике подростков 6 класса на природном объекте «Суриковский ключ» и проведение эксперимента в школе-лицее №1.
Объект исследования - использование объекта природы как формы организации обучения.
Предмет - программа обучения ботанике в 6 классе и возможности ее реализации на базе объекта природы.
Работа проводилась на базе лицея №1 г. Красноярска, где действует «Школа социального развития подростка». К основным теоретическим предпосылкам данной работы мы отнесли исследования данной школы, а также проблематику других школ, где ведутся исследования подросткового возраста («Школа диалога культур» Ю.С.Курганова, «Школа самоопределения» А.И. Тубельского, «Школа совместной деятельности» Г.Н.Прозументовой»); работы по характеристике подросткового возраста (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский и др.), документы по проблемам современного образования, в частности, биологического.
природа ботаника образование подросток