В методике использования объекта природы в образовании подростков можно выделить следующие этапы (по В.Мурзалеву):
1. Выбор объекта природы.
Объект природы подбирается с учетом квалификации педагогов и привлекаемых специалистов, состава школьников целей и задач, стоящих перед данным этапом обучения.
Объект природы должен давать возможность изучения программного учебного материала. Объект природы, который можно использовать на занятиях естественнонаучного и гуманитарного направления, позволяет осуществить охват сразу нескольких предметов в их взаимосвязи, изучение объектов и явлений в их целостности. При прочих равных условиях предпочтительнее близко расположенный объект природы. Но главная задача - найти такой объект, работа на котором может как можно сильнее заинтересовать и увлечь детей.
2. Образование рабочих групп. Это нужно для решения практических задач, более качественного сбора и обработки данных на объекте природы, а также для эффективного управления деятельностью ребят, создания оптимальных психологических условий, большей комфортности.
Состав групп формируется с учетом психолого-педагогических целей, практических и исследовательских задач, которые решаются с учетом особенностей природного объекта, желания подростков.
Во главе группы в качестве вожатого желателен специально подготовленный старшеклассник или студент. Это позволит лучше влиять на внутреннее состояние группы, ее сплочение и превращение в коллектив, а также лучше управлять ее деятельностью, обеспечивать безопасность.
3. Подготовка групп к работе на природном объекте. Предварительно подростки включаются в совместную деятельность, способствующую более близкому знакомству и сплочению в рамках каждой группы. Затем группам объясняются цели и задачи предстоящей работы на объекте природы, педагог вместе с учениками эти цели и задачи дорабатывают.
После этого начинается цикл занятий, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку групп к работе уже на объекте природы.
распределяются обязанности между всеми членами группы по видам познавательных и практических работ. В группе уточняются конкретные задания.
4. Работа групп на природном объекте. В таком виде обучения, как экскурсия, могут участвовать одновременно несколько групп подростков. На практических занятиях или работах в группах могут использоваться приборы, инструменты и другие технические средства.
При использовании исследовательского метода обучения непосредственно на природном объекте происходит лишь сбор данных и их первичная обработка в соответствии с исследовательской методикой, при необходимости используется научное оборудование. Подростки делают записи, зарисовки, фотографии, записывают (зарисовывают) свои впечатления от соответствующих объектов, явлений и процессов на объекте природы.
5. Анализ и осмысление собранных результатов. После работы на природном объекте полученные результаты анализируются. Педагог вместе с подростками обобщает, систематизирует увиденное и сделанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное, намечает творческие задания.
Любая форма обучения на базе объекта природы дает возможность отразить результаты работы в виде докладов на уроках и конференциях, отчетов, статей, коллекций и т.д. Весьма эффективны и такие формы работы, как выставки - художественные и фотовыставки, видеофильмы, театрализованные постановки, стенгазеты, литературные и музыкальные произведения. Изучение школьных предметов на объектах природы приведет к созданию благоприятной обстановки для выявления и развития склонностей и способностей подростков, поможет их жизненному самоопределению. И надо сказать об эффекте эмоционального не только погружения, но и «вживания» подростков в учебную ситуацию, «пропускания» ее проблем не только через разум, но и через чувства. Замечено, что на таких занятиях у подростков появляются мощные когнитивные (знаньевые) эмоции, значение которых очень велико.