Система воспитания влияет на ребенка буквально с самого его рождения.
Признак системности свойствен всем социальным объектам и явлениям, в том числе и таким, как семья. Ценностные ориентации и жизненные установки родителей, слова, дела и поступки, стиль взаимоотношений, весь семейный уклад, образ жизни семьи - это целая система воспитательных воздействий, в рамках которой происходит начальное воспитание ребенка. Причем личность ребенка сразу формируется целостно, воздействие семьи он воспринимает не по частям, а в единой взаимосвязи.
Попадая в детский сад, ребенок переходит и в новую для него воспитательную систему - государственную систему дошкольного воспитания, реализующуюся в жизни конкретного воспитательного учреждения. С этих пор ребенок испытывает влияние сразу двух систем, причем в первой происходит как бы корректировка, перестройка с учетом нового положения ребенка.
С момента поступления в школу ребенок включается в систему воспитания более высокого порядка: она решает более сложные воспитательные задачи более сложными воспитательными средствами. Это переводит ребенка в новое состояние, ставит в новую позицию и приводит ко второй корректировке семейной системы воспитания.
И опять следует заметить, что признак системности присущ школе как государственному учреждению, он заложен в программах и структуре школы, в организации ее жизни и быта. Однако это не означает, что во всех школах созданы эффективные воспитательные системы.
Система воспитательной работы школы - это и есть та форма интеграции педагогических воздействий, которая создает оптимальные условия для коммунистического воспитания учащихся.
Система воспитания как сложная социальная систем обладает рядом признаков. Караковский выделяет важнейшие из них.
Целенаправленность. Целевая установка конкретно-школьной воспитательной системы, с одной стороны, отражает общие цели коммунистического воспитания, и другой - трансформирует их в задачи, соответствующе конкретным условиям воспитания. Эти задачи носят как бы ступенчатый характер: решение их поднимает школу на новый уровень, но вызывает необходимость ставить новые, более сложные. В целевой установке отражаются принципы, исходные позиции педагогического коллектива по наиболее важным вопросам воспитания. Совокупность ведущих идей, составляющих целевую установку системы, существует не отдельно, не сама по себе, а является ее внутренней сущностью. Эти идеи, овладевшие сознанием всех участников системы (и взрослых и детей), становятся сами по себе могучим средством воспитания и играют весьма активную роль.
Целостность. Система состоит из компонентов (содержание воспитания, доминирующие виды деятельности, методы и приемы, организационные формы, управленческие процессы и т. д.). Но она не является простой их суммой, а представляет собой органическое единство, внутри которого существует четкая взаимосвязь и взаимодействие. Каждый компонент системы занимает в ней свое, строго определенное место и играет свою, строго отведенную ему роль. Взаимосвязь и взаимодействие компонентов настолько сильны, что изменение одного из них влечет за собой изменение других, а нередко и всей системы.
Вместе с тем система не есть гармония. В ней есть свои противоречия. Некоторые компоненты могут быть сознательно гипертрофированы, и это не может не делаться за счет других каких-то частей. Не надо этого бояться, ибо в процессе развития в системе происходят процессы саморегуляции, переориентации, компенсации. Чем эффективнее система, тем быстрее в ней достигаются поставленные задачи, тем чаще выдвигаются новые цели, решение которых переводит систему на новую качественную ступень. А на новом витке развития может возникнуть необходимость изменить соотношение компонентов, видоизменить связи.
Значит, в каждом из конкретных моментов развития система характеризуется различной степенью гармонии. Но это отнюдь не противоречит идее гармонического воспитания. Практика показывает, что можно достичь значительных успехов во всестороннем воспитании личности, например, отлично поставленным производительным трудом или, скажем, краеведением. Но это не значит, что в этом случае можно говорить об атрофировании других видов воспитания. Особенность здесь состоит в том, что труд или краеведение становятся доминирующим видом деятельности, через который осуществляется и политическое, и эстетическое, и нравственное воспитание. Этот доминирующий вид деятельности является как бы сердцевиной системы, питающей через «кровеносные сосуды» все органическое единство. Легче добиться целостности, если система строится вокруг такого композиционного центра (одного или нескольких). Главная особенность таких ключевых видов деятельности заключается в их интегративных свойствах. Целостность достигается и системой связей, главные из которых взаимодействие и общение.