Динамизм. Любая система имеет свою историю.
Школьная воспитательная система, как уже говорилось, тоже явление не статичное, а развивающееся. Развиваясь во времени, она проходит несколько, этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, приемы и методы воспитательного воздействия. Сложный и длительный процесс создания системы начинается не сразу во всех сферах воспитания, а с решения наиболее насущных для данного коллектива задач. Причем чем значительнее эти задачи, тем с более высокого идейного уровня начинается создание системы.
Педагогический коллектив, создающий систему воспитания, не должен стремиться «объять необъятное». Он, точно рассчитав и учтя свои силы, возможности, начинает строить систему на том, что заведомо хорошо удается, что позволит реализовать все воспитательные возможности конкретной школы, местных условий, контингента учащихся и родителей, педагогических кадров, общественной среды.
Нельзя требовать, чтобы в данной системе было всего поровну, нелепо подсчитывать процентное соотношение трудового, политического, нравственного и другого воспитания. Однако, возникнув в каких-либо доминирующих видах деятельности, система постепенно охватывает все большие участки жизни коллектива, проникая во все сферы воспитания. В то же время развитие каждого элемента системы приводит к превращению его в педагогический комплекс, создающий возможности всестороннего воспитательного воздействия на детский коллектив и личность.
Школьная воспитательная система должна своевременно обновляться как в содержательном, так и в организационном аспектах. Это может быть вызвано разными причинами: важными событиями в жизни страны, реализацией поставленных в системе задач, повышением требований к работе школы, обновлением состава педагогического и детского коллективов, сменой руководства. Очень важно, чтобы обновление системы было следствием потребности воспитательного коллектива. Если эта потребность не будет вовремя удовлетворена, может наступить остановка в развитии системы. Чаще всего обновление связано с усложнением: усложняются цели, задачи, содержание, отношения, связи, управление. Но именно это усложнение и поднимает систему на новую ступень, в противном случае обновление не имеет смысла. Так как введение нового требует времени, сил, средств, то на первых порах оно может отвлечь внимание от других участков работы - привести к нарушению равновесия, но это ненадолго. Когда нововведение войдет органично в систему, будет ею освоено, равновесие восстановится.
Управляемость. Система воспитательной работы предполагает постоянное изучение ее состояния и организацию соответствующих ему педагогических воздействий. Эффективность педагогического управления системой зависит от знания объективных закономерностей воспитания, от информационной обеспеченности воспитательного процесса, оттого, насколько овладели педагоги методами анализа своей работы, и, наконец, от опоры на детское самоуправление.
Школа как социально-педагогическая система развивается по законам социального управления. Педагогический и ученический коллективы - компоненты одной системы, которые не могут существовать один без другого или в отрыве друг от друга. Значит, их взаимодействие, взаимовлияние, сотрудничество носят объективный характер, это формы системообразующей связи.
Педагогический коллектив - управляющая, а ученический - управляемая подсистемы. Но это не значит, что управляющее действие носит однонаправленный характер: от субъекта - к объекту. Ученический коллектив, как уже отмечалось, не только объект педагогического воздействия, но и субъект собственного развития. Ученический коллектив по отношению к учительскому может иногда выступать в роли субъекта существенного воспитательного воздействия.
Это не противоречит основным законам управления. В частности, принцип необходимого разнообразия требует: управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая. Чем сложнее объект, тем сложнее должен быть субъект. Но субъект приспосабливается к объекту не только тем, что сам усложняется по мере усложнения объекта. Существует и другой процесс: субъект искусственно сокращает разнообразие объекта, регулируя связи в рамках этой ограниченности. Это и понятно: управлять всеми процессами невозможно, да и не нужно. Поэтому педагогический коллектив может упростить ученический до примитивизма, а может развить его до высочайшей степени сложности.
Взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка. Ни одна система не может существовать сама по себе. Во-первых, она вписана в определенную социальную и природную среду. Во-вторых, школьная воспитательная система включена (является подсистемой) в более широкие системы воспитания - государственную, региональную, с которыми неизбежно связана и взаимодействует.