За время экскурсии ребята собирают максимальное число видов растений, обращают внимание на морфологические особенности растений, определяют их виды, регистрируют в полевой тетради, делают снимки, заполняют таблицы с описаниями растений, произрастающих на территории “Суриковского ключа”. фикус кинки уход в домашних условиях
Занятие №3. Самостоятельная работа: обработка собранного практического материала. В ходе этого занятия учащиеся в подгруппах производили составление таблицы «Жизненные формы растений»; а также оформляли стенгазету. В ходе занятия учитель делал акцент на связь данной темы с другими разделами биологии (вопросы к учащимся об органах растения; классификации растений, о наблюдениях за животными и явлениями природы во время экскурсии). Учащимся были предложены творческие задания: составить сборник загадок и стихов-загадок о растениях, произрастающих на Суриковском ключе; сделать плакат-задачу, на котором нужно поместить изображения растений Суриковского ключа; составить цветы из ткани. Над стенгазетой работали только учащиеся (в том числе, добывали материал, оформляли и представляли на занятии №4). В содержание стенгазеты была включена созданная учащимися таблица отмеченных на экскурсии жизненных форм: деревья (яблоня, береза, сосна); кустарники (рябина, облепиха, черемуха); травы (клевер луговой. пырей ползучий). Кроме того, в стенгазету была включена информация по экологии растений. Стенгазета была украшена картинками растений, представленных на Суриковском ключе.
В ходе данного занятия были отмечены моменты дискуссии между детьми во время коллективного составления таблицы. Для решения спорных вопросов учащиеся пользовались дополнительной литературой, в т.ч. энциклопедиями и справочниками, обращались к учителю как к консультанту.
Занятие №4. Заключительное занятие. Во время этого занятия возможны формы: публичная защита научных и практических работ, выпуск газеты, постановка спектаклей, выставка работ и т.д. В нашем эксперименте на заключительном занятии проводится «Заседание Суриковского двора»: подводится итог и предлагается обобщить какую роль играет Суриковский ручей в жизни данного биологического сообщества. Производятся показательные выступления учащихся 6 класса, где представлены доклады о видовом разнообразии растений и стенгазета. В этом же заседании участвуют школьники параллельного класса, посещавшие Суриковский ключ, но не принимавшие участия в биологических заданиях.
Общая структура работы по теме
№ п/п |
Этап |
Содержание |
Место проведения |
1. |
Вводный, организационный |
Ознакомление с понятием «Жизненные формы растений» и т.д. Знакомство с ходом работы. Постановка занятия, раскрытие цели, определение ребят по группам соответственно выбранной темы. Повторение методик сбора и гербаризации растений. |
Школа |
2. |
Общая экскурсия «Жизненные формы растений» |
Знакомство с видовым многообразием, сбор образцов растений различных жизненных форм для гербария |
Тер-ия Суриковского ключа |
3. |
Камеральная обработка, практическая работа в группах, оформление полученных результатов |
Оформление гербария. Составление перечня растений, произрастающих на территории Суриковского ключа, распределение их по жизненным формам, составление схем, графиков, дополнение списка растений, составление фотоальбома |
Школа |
4. |
Конференция |
Представление работ |
Школа |
Продуктом подобной деятельности являются: перечень растений, произрастающих на территории «Суриковского ключа» с эколого-морфологическим описанием, фотоальбом растений и гербарий. Также в ходе работы у ребят развиваются социальные и общеучебные умения и навыки: выполнять совместную работу, приходить к общим выводам, сотрудничать друг с другом, вести наблюдения, составлять описание конкретного объекта, работать с дополнительной литературой, работать с определением растений.