В проведении тестирования участвовали школьники трех шестых классов лицея №1. Первоначальный уровень успеваемости в классах был примерно одинаков. В первом контрольном классе обучение шло в традиционной классно-урочной системе, на основе словесно-иллюстративного вида обучения, без включения занятий на природном объекте. Во втором контрольном классе использовались также уроки по биологии и экскурсии на Суриковский ключ целью изучения литературы.
Всем трем классам были даны тестовые задания по теме «Жизненные формы растений» (Тестовые задания приведены в Приложении 1). Результаты показали, что количество детей экспериментального класса, изучавших ботанику на базе объекта природы, имеют наиболее высокие показатели тестирования (у всех учащихся количество ошибочных ответов не превышает 10%). В контрольном классе дети, совершавшие экскурсию на Суриковский ключ, но не участвовавшие в биологических заданиях имеют количество ошибочных ответов на тест 20-30%. В контрольном классе, в основе обучения которого лежит традиционная классно-урочная система, количество ошибочных ответов около 50%.
В результате работы была проанализирована литература по использованию объектов природы в обучении и была выявлена специфика природного объекта «Суриковский ключ»: «Суриковский ключ» является комплексным объектом природы, поскольку может использоваться в учебном процессе школы-лицея №1 на уроках как естественнонаучного, так и гуманитарного направления. Суриковский ключ рассматривается как объект природы, интегрирующий различные школьные предметы. Возможности установления межпредметных связей на этом природном объекте исследованы ранее.
Анализ литературы показал целесообразность и соответствие рекомендуемых форм работы на природном объекте требованиям и характеристике подросткового возраста; было выявлено соответствие характеристики возраста и форм работы на природном объекте, где основной акцент сделан на совместной деятельности и коммуникации участников.
Для проведения эксперимента были выяснены ботанические ресурсы «Суриковского ключа» и на основе стандартной программы была разработаны ряд занятий на по разделу «Жизненные формы растений» с использованием этих ресурсов.
В проведении эксперимента участвовали школьники трех шестых классов лицея №1. Первоначальный уровень успеваемости в классах был примерно одинаков. В первом контрольном классе обучение шло в традиционной классно-урочной системе, на основе словесно-иллюстративного вида обучения, без включения занятий на природном объекте. Во втором контрольном классе использовались также уроки по биологии и экскурсии на Суриковский ключ, но цель у ребят была иная чем у экспериментальной группы. В экспериментальном классе учащиеся работали на базе «Суриковского ключа» в процессе изучения ботаники, при этом использовался ряд нестандартных форм (экскурсии, конференции, занятия с групповыми формами работы и взаимообучением). Известно, что такая форма работы не должна отменять занятий в классах и кабинетах, просто центр тяжести педагогического процесса из учебных комнат переносится на адекватные изучаемым наукам природные объекты. Поэтому для обучения на данном объекте природы нами были разработаны задания для учащихся экспериментального класса, для успешного выполнения которых была необходима коммуникация и совместная деятельность (например, составление сводной таблицы «Деревья, кустарники, травы», когда подгруппы учащихся распределяли различные жизненные формы растений); учитель выступал в роли консультанта. Наблюдения позволили зафиксировать случаи, когда в процессе выполнения заданий у учащихся возникали потребности в дополнительной информации, в обращении к литературе, учителю и сверстникам. При этом было выявлено, что экскурсионные формы занятий занимают ключевую позицию при построении учебного процесса на основе изучения природного объекта и от успешности их проведения зависит эффективность использования других форм, которые фактически являются подведением итого экскурсии (обработка собранного материала и доклады).
В конце изучения темы всем трем классам были даны тестовые задания по теме «Жизненные формы растений». Результаты показали, что качество учащиеся экспериментального класса, изучавшие ботанику на базе объекта природы, имеют наиболее высокие показатели тестирования (у всех учащихся количество ошибочных ответов не превышает 10%). В контрольном классе, совершавшем экскурсии на Суриковский ключ по литературе, количество ошибочных ответов на тест 20-30%. В контрольном классе, в основе обучения которого лежит традиционная классно-урочная система, количество ошибочных ответов около 50%. Можно сделать вывод, что, для раздела ботаники «Жизненные формы растений» использование объекта природы с достаточными ботаническими ресурсами и организация на его базе совместной деятельности и коммуникации подростков 6 класса позволяет повысить эффективность обучения. Т.о., гипотеза подтвердилась и выявлена принципиальная возможность обучения ботанике на базе объекта природы без снижения качества обучения.