Если ученик только сkувает, то в работу включаются не все анализаторы внешних раздражений. Поступающая информация в виде слов проходит по ограниченному количеству каналов и поэтому далеко не все центры головного мозга возбуждаются. Активной работы мысли нет и прочного усвоения нет.
При выполнении же практических работ (наблюдений, расчетов, зарисовок, измерений и др.) возникают более глубокие мыслительные процессы, приводящие к возникновению устойчивых временных связей между различными участками коры головного мозга. И соответственно "затраченной энергии" на восприятие знаний мы и получаем "отдачу" в виде прочного и сознательного усвоении, длительного удержания этих заданий в памяти.
Иными словами, чем больше органов чувств включается в работу при восприятии новых знаний и чем интенсивнее работает мысль ученика, побуждаемая учителем и возникшим интересом к объекту познания, тем больше различных пунктов коры головного мозга находится в состоянии рабочего возбуждения, тем больше нервных связей протянется от них к пункту всякого другого возбуждения, тем больше в памяти останется более устойчивым.[25…]
Применение же знаний на практике как показатель усвоения есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. На этом этапе усвоения овладение материалом направлено уже не на учение, а на практические жизненные цели.
Усвоение характеризуется несколькими основными свойствами.
Первое и самое важное их них – прочность, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от различия ситуаций и условий их применения. В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смысловой организованности учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у учащегося. Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывают чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки прочности усвоения. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.
Вторая характеристика усвоения – управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий реализовываться традиционным путем, посредством проблемного обучения и другими его формами. Усвоение личностно обусловлено теми отношениями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному материалу, учителю, самому учению, и в то же время влияет на формирование личности ученика. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения, оценивания, характера, мировоззрения и т. д.
Психологические особенности характера усвоения существенно зависят от возраста учащихся. По мере взросления и овладения учебной деятельностью в полной мере ученики начинают использовать все больше средств учения и у них изменяется соотношение репродуктивных и продуктивных действий в процессе усвоения. Младшие школьники еще демонстрируют свою зависимость от устройства учебного материала, всегда сохраняют при воспроизведении структуру подлинника, они пока не умеют перекомбинировать информацию. У старшего школьника для этого уже имеются все возможности, и если они не реализуются, то причины этого – в неправильной постановке обучения, в придании слишком большого значения именно репродуктивным действиям в ущерб продуктивным.[23…]