1. Понятия, конструирующие данный учебный предмет или его основные разделы, должны усваиваться детьми путем рассмотрения предметно-материальных условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными словами, понятия не должны даваться детям как «готовое знание»).
2. Усвоение знаний общего и абстрактного характера должно предшествовать знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние должны быть выведены из первых как из своей единой основы.
3. При изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий ученики, прежде всего, должны обнаружить генетически исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий. Эту связь необходимо воспроизвести в особых предметных, графических или знаковых моделях, позволяющих изучать свойства в «чистом виде».
4. У школьников нужно специально сформировать такие предметные действия, посредством которых они могут в учебном материале выявить и в моделях воспроизвести существенную связь объекта, а затем изучать ее свойства.
5. Учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане.
Автор утверждает, что такое построение учебных предметов позволяет организовать учебную деятельность, в процессе которой уже младшие школьники полноценно овладевают понятиями, обычно относимыми к более старшему возрасту. Усвоение этих понятий способствует формированию у детей теоретического мышления.
В. Оконь предлагает следующие этапы формирования научных понятий [25, с. 156]:
1. Сопоставление данных предметов с другими.
2. Поиски общих и различных черт рассматривают вместе, так как оба вида этой деятельности выступают в неразрывной связи.
3. Определение понятия на основании знакомства с чертами предмета.
Н.Г.Разумовский, А.И.Бугаев, Ю.И.Дик дают свою интерпретацию этапов образования понятия [27, с. 82]:
1) выделение существенных признаков понятия при помощи наблюдений за изучаемыми объектами, работа с учебной литературой;
2) синтезирование существенных признаков в определении понятия;
3) уточнение признаков понятия с помощью варьирования несущественных признаков класса, отделение существенных признаков от несущественных;
4) отграничение данного понятия от ранее изученных на основе сравнения признаков сходных понятий, выявлению общего и особенного;
5) установление связей и отношений данного понятия с другими;
6) применение понятий, дальнейшее уточнение признаков, диффренцировка их и конкретизация;
7) классификация понятий и их систематизация.
В.Оконем и А. А. Харитоновой были выявлены общие этапы формирования научных понятий [25, с. 155]:
- накопление опытных фактов;
- выявление характерных особенностей понятия;
- установление причинно-следственных связей;
- определение понятия, введение величин и констант;
- развитие и применение понятия.
Обобщая результаты исследований и опираясь, в первую очередь, на работы А.В. Усовой и ее аспирантов, можно выделить следующие этапы формирования сложных естественнонаучных понятий [39, с. 51]:
1. Отбор существенных признаков понятия, отделение их от несущественных.
2. Синтез существенных признаков понятия в определение.
3. Уточнение и закрепление существенных признаков понятия в памяти.
4. Установление связей данного понятия с другими, выделение сходных понятий по определенным признакам.