5. Использование данного понятия при решении задач и упражнений.
6. Классификация понятий, определение места понятия в данной системе.
7. Опора на данное понятие при усвоении нового понятия.
8. Установление связей между понятиями разных дисциплин, применение понятий общенаучных в решении задач межпредметного характера.
Перейдем к методам формирования понятий. Основными являются индуктивный и дедуктивный. Начинается индукция обычно с анализа опытных данных, на основе сравнения выявляются общие признаки наблюдаемых предметов или явлений, затем, выделяя существенные признаки предметов, абстрагируются от несущественных. Далее приступают к нахождению существенно общих признаков, что приводит к возникновению нового суждения - так делается индуктивное умозаключение.
Итак, с точки зрения индуктивного подхода образование понятий происходит в следующей последовательности [30; с 138]:
1) ученикам предъявляются различные объекты некоторого класса;
2) они изучают эти объекты, т.е. выявляют их свойства, структуры, связи, действия;
3) выявленные свойства объектов сравниваются друг с другом и объединяются, если они общие для всех предметов или если отличают все предметы одной группы от другой;
4) эти свойства отчленяются от объектов и обозначаются соответствующим термином - названием понятия;
5) введенный термин применяется к различным объектам, имеющим свойства, выявленные в результате анализа.
Таким образом, в индуктивных умозаключениях получение новых фактов формулируется на основе анализа наблюдений, а дедуктивное умозаключение выводится из посылок.
Дедуктивный метод является основным в теоретических исследованиях.
Структура объяснения учителем нового материала, если его целью является дедуктивное предсказание нового факта такова [30, с. 143]
1. Индуктивно строится модель, отражающая только существенные свойства (для данной конкретной задачи) изучаемого объекта. Эти существенные черты должны быть четко выделены, для этой цели часто используются схемы, рисунки, диаграммы.
2. В ходе дедуктивных умозаключений устанавливают связь между отдельными свойствами модели или предсказывают ее поведение в определенной экспериментальной ситуации.
3. Результатом теоретического анализа или мысленного эксперимента является дедуктивное умозаключение, содержащее неизвестное знание.
4. Полученный вывод подвергают экспериментальной проверке. Структура дедуктивных пояснений совпадает со структурой теоретических предсказаний, только результат дедуктивных умозаключений должен совпадать с объясняемым фактом, и это совпадение рассматривается как объяснение последнего.
Дедуктивный вывод следствий не использует никаких моделей.
Все рассуждения проводятся на абстрактном уровне, т.е. широко применяются математические выводы. Этот вид дедуктивного приема изложения является наиболее трудно усваиваемым для учащихся по сравнению с дедуктивным предсказанием и пояснением.
Ассоциативный метод формирования понятий имеет свои истоки из ассоциативной теории, которая существенные признаки понятия рассматривает как общие, необходимые и отличительные.
Логика образования понятий представляет из себя следующую цепочку: предмет - восприятие - понятие - слово.
Основные этапы формирования понятия ассоциативным методом [30, с.136]:
1) обобщение неосознанных представлений предметов или явлений некоторого класса;