Примеры формирования научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики

Современное образование » Формирование научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики » Примеры формирования научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики

Страница 2

1.Понятие «алгоритм»:

- Какую последовательность действий нужно выполнить, чтобы позвонить по телефону-автомату?

Ученики:

Вставить телефонную карточку.

Снять трубку

Набрать номер

- А кто-нибудь из вас знает как эту последовательность действий можно назвать?

Ученики: алгоритм

- Какие алгоритмы еще вы можете назвать?

Ученики: Рецепт блюда, алгоритм перехода через дорогу, алгоритм выполнения домашнего задания и др.

2. Понятие «компьютерной сети»:

Учащимся дается задание на дом написать сочинение на тему: «Что я знаю о компьютерных сетях». Анализируя данные письменные работы, учитель выяснит, каким запасом знаний обладают учащиеся и определит интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и коллектива в целом.

Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели:

При изучении темы «Моделирование» ученикам может быть дано задание написать сочинение «Модели вокруг меня». На данном занятии учащиеся получили определенную сумму образовательных знаний и на последующих занятиях им предстоит прибавить к этой сумме новую сумму таких же научных знаний. Также при изучении данной темы можно дать задание учащимся нарисовать модель дома или другого объекта в графическом редакторе. Тем самым, помимо актуализации их жизненного опыта, будут отрабатываться их навыки работы в графическом редакторе.

Прием опережающей проекции преподавания может использоваться при изучении очень многих тем, например при переходе к теме «Базы данных» учитель в конце урока по предыдущей теме может сказать: «В следующий раз я вам расскажу о базах данных, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали о них и где вам приходилось с ними сталкиваться в жизни».

При объяснении нового материала по теме «Моделирование» используется прием витагенных аналогий: «В раннем детстве вы любили играть в кубики. Сначала строили башни, крепости. Потом более серьезные вещи. Это стало возможно благодаря конструктору. То, что вы строили или собирали – похоже на реальные объекты, но в упрощенном виде, т. е. имеют некоторые признаки и свойства настоящих предметов: форму (корабль, самолет), способность ездить (танк, машина). Но, однако это не сами предметы, а лишь их модели. В жизни вы постоянно встречаетесь с моделями. Так, кукла – модель человека. Самая простая модель человека – это его фамилия и имя. А теперь вспомните, какие еще модели вас окружают и вы используете каждый день?»

Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы.

Тема: «Аппаратное обеспечение ЭВМ». Учащиеся сами выбирают объект одухотворения.

Например, жила была клавиатура, у нее не было друзей, однажды она увидела «мышку» и предложила ей подружиться, «мышка» согласилась и с тех пор «мышка» и клавиатура неразлучные друзья. Здесь отчетливо виден указанный прием одухотворения.

Таким образом, для формирования научных понятий с помощью витагенного обучения на уроках информатики следует учитывать: уровень психического развития, жизненный опыт и возраст учащихся, а также сложность самого понятия. Формирование у учеников научных понятий начинается с актуализации их жизненного опыта. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия. Отсюда вытекает то, что учет возраста учащихся также очень важен при выборе приема актуализации витагенного опыта, ведь жизненный опыт накапливается с годами, ясно, что у старшеклассника такой опыт гораздо шире, чем у младшего школьника. Следует учитывать и уровень психического развития, т. е. уровень сформированности таких психических процессов, как внимание, память, мышление и др.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Теоретический анализ проблемы формирования научных понятий показал, что понятие – это форма рационального познания, психическое явление, присущее только человеку как элемент мышления и элементарная форма существования мысли: отражение наиболее существенных свойств, связей и отношений предмета, явления, закрепленное словом.

Понятия подразделяют на научные и житейские. Научные понятия отражают сущность предмета, они более осознаны и в развитом виде включают не только обобщения предметов, но и обобщения своей мысли.

Научное понятие представляет собой словесное условное название известного объекта или какого-либо уникального мирозданного объекта и соответствующее обозначенному объекту словесное описание, выраженное на известном языке и зафиксированное письменно. Научное понятие создается путем предварительного выбора одного конкретного типичного образца из многих одинаковых объектов и последующего исследования и описания этого образца. Слово, выражающее строго определенное понятие какой-нибудь области науки или техники, называется термином.

Страницы: 1 2 3

Навигация