Понятия можно разделить по их объему, необходимости соотнесения, абстрактности. Также понятия бывают регистрирующие и нерегистрирующие, собирательные и разделительные. В общем и целом надо помнить, что отнесение понятий к тому или иному виду должно начинаться с определения его содержания.
Мы рассмотрели два подхода к формированию научных понятий у учащихся. Один из них опирается на эмпирическую теорию обобщения, другой - на теорию содержательного обобщения. Также рассмотрели такие методы формирования научных понятий как дедуктивный, индуктивный, ассоциативный и инвентивный. Так как главным источником формирования понятия является действительность и деятельность человека, а ощущения и восприятия поставляют материал для представлений целесообразно обратиться к витагенному образованию, которое основано на жизненном опыте, образованном этими представлениями.
Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Жизненный опыт - витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях.
Жизненный опыт учащихся по видам деятельности, как его источникам, мы подразделяем на следующие виды:
1) опыт, складывающийся в результате личного практического обращения с предметами;
2) опыт, образующийся при повседневном наблюдении реальных прехметов, явлений;
3) опыт, приобретаемый через средства массовой информации, общение со взрослыми, сверстниками.
Для нас существенным является то, что выделенные психологически различные виды жизненного опыта имеют важное значение в дидактическом отношении, они непосредственно соприкасаются с областью обучения. В процессе усвоения новых знаний в школе используются именно результаты или личной практики, или собственных наблюдений детей, или же те знания, которые они приобрели при чтении, просмотре кинофильма и т. д.
Соотношение вида опыта детей с соответствующим научным понятием позволяет в необходимых случаях заранее подготавливать учащихся к усвоению определенного понятия, предварительно расширяя тот или иной вид их жизненного опыта через организацию соответствующей деятельности.
Кроме того, в работе были выявлены источники витагенного опыта учащихся, а также раскрыт голографический метод и его приемы по использованию витагенного опыта учащихся:
прием ретроспективного анализа жизненного опыта;
прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся;
прием опережающей проекции преподавания;
ретроспективное сослагательное наклонение;
прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели;
прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций;
прием витагенных аналогий в образовательных проекциях;
прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы;
прием творческого моделирования идеальных образовательных объектов;
прием творческого синтеза образовательных проекций;
прием альтернативного сопоставления.
Также нами были разработаны примеры использования приемов витагенного обучения на уроках информатики при формировании таких понятий как модель, база данных, алгоритм, аппаратное обеспечение ЭВМ и др.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.