В последние десятилетия, в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно – ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, что говорит о недостаточной изученности данной проблемы, что в свою очередь стало причиной выбора именно этой темы для нашего исследования. Связи с этим, хотелось бы, обозначить:
Цель исследования: раскрыть сущность личностно-ориентированного обучения. Объект исследования: личностно-ориентированное обучение.
Предмет исследования: различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения. Гипотезу: личностно-ориентированное обучение может предоставить возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Реализация данной цели и гипотезы требуют решения следующих задач:
Раскрыть понятие личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе.
Проанализировать различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.
Изучить основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной системы обучения.
Методология – (от греч.methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организацию и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, управленческой, эстетической и других [17; 209]
В целом методология определяет принципы, которыми должен руководствоваться в деятельности человек. Функция её двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с точки зрения внутренней организации, а также в ее рамках вырабатывается рекомендации и правила – те нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.
Выделяют следующие уровни методологии:
· Высший уровень образует философская методология. Этот уровень методологии реально функционирует в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности. Сюда входят как содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская «картина мира»), так и формальные, то есть относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определенному категориальному строю.
· Уровень общенаучных принципов и форм исследования. Сюда входят как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или по крайней мере на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, хотя и необязательно в одинаковой степени, так и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.
· Конкретно-научная методология – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
· Методика и техника исследования – набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания.
Все выделенные уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует вполне определенные соподчинение [21].