В современном мире образование рассматривается как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования. Поэтому на сегодняшний день очень остро стоит проблема правильного выбора системы образования, что подчеркивает актуальность выбранной нами темы, так как, несмотря на множественность направлений развития современного образования, доминирующей тенденцией, определяющей облик образования начала XXI столетия, является переход от знаниевой то есть традиционной к личностной то есть к гуманитарной парадигме образования [8; 5].
Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы [12]. Это и есть так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как результаты духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентированное содержание образование способствует социализации личности, вхождение человека в социум. С этой точки зрения содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
Поэтому, хотя, только в последние десятилетия, в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно – ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, что говорит о недостаточной изученности данной проблемы, что в свою очередь стало причиной выбора именно этой темы для нашего исследования.
При личностно – ориентированном подходе к сущности содержания образования абсолютной ценностью является неотчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное содержание образования направленно на развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества) [10].
Поэтому на наш взгляд, наиболее приемлемо на сегодняшний день личностно-ориентированное обучение, именно оно соответствует тем задачам, которые ставит перед собой современное образование. Отправляясь от сказанного, хотелось бы, обозначить:
· Цель исследования: раскрыть сущность личностно-ориентированного обучения.
· Объект исследования: личностно-ориентированное обучение.
· Предмет исследования: различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.
· Гипотезу: личностно-ориентированное обучение может предоставить возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Реализация данной цели и гипотезы требуют решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать различные подходы к проблеме личностно-ориентированного обучения.
3. Изучить основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной системы обучения.
Для решения поставленных задач в данном исследовании в качестве основного метода был использован библиографический метод или теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.