Методологические принципы

Принцип детерминизма – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его [14].

В данной работе принцип детерминизма использовался при изучении особенностей влияния содержания образования как фактора, детерминирующего формирование личностно-ориентированного обучения.

Принцип системности рассматривается, когда соответствующее явление рассматривается как система, несводимая к сумме своих элементов, обладающих структурой [14]. Например, в нашей работе согласно системному принципу проблема личностно-ориентированного обучения исследуется не только относительно различными подходами, но и сравнением содержания и цели образования, субъектов педагогического процесса (педагог и учащиеся), методов и форм педагогического процесса традиционного обучения.

Принцип развития, сущность которого заключается в том, что природа суть любых явлений объективной действительности лучше всего познаются, если эти явления рассматриваются в их возникновении, становлении в их развитии [14].

Принцип развития в нашем исследовании применялся при объяснении процесса обучения, так как ведущую роль в развитии личности играет обучение. Любое обучение способствует развитию. Трудно себе представить, чтобы, обучаясь какой-то деятельности или познавая отдельные элементы окружающего мира, человек, личность не продвигался бы своём развитии. Можно говорить только о том, что один способ или метод обучения, в нашем случае личностно-ориентированное обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств, тогда как, традиционная система обучения нацелена на передачу и усвоение знания, умений и навыков.

Навигация