· учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного субъекта, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
· субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
· при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
· усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.
2. Изучив различные подходы, и, делая анализ на основе этих работ мы выделили следующие общие признаки личностно-ориентированного обучения:
· главная цель обучения – развитие личности учащегося;
· личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
· ведущими мотивами обучения, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;
· педагоги и учащиеся являются полноправными субъектами процесса обучения;
· формирование прочных знаний, умений навыков становится условием обеспечения компетентности личности;
· полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта.
3. Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при чем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.