Способности проявляются в личностных свойствах человека: темпераменте, характере, направленности. Они помогают преподавателю в развитии его творческого потенциала, личностном росте и компенсации тех свойств, которые мешают в педагогической деятельности: недоброжелательность, самовлюбленность, застенчивость, излишняя эмоциональность и агрессивность.
Наши исследования показали, что сегодняшние студенты в большинстве своем относятся к учебе положительно, особо внимательно относятся к предметам, связанным с будущей профессией. Однако обнаружилась и проблема педагогического образования, связанная с тем, что студенты в большинстве своем не считают нужным заниматься дополнительно, искать информацию самостоятельно, развивать свои навыки и умения вне зависимости от педагогов. Причиной этого могут быть несколько факторов: это и не серьезный подход к обучению, и непонимание того, что педагог не может дать весь материал чисто физически, и другие факторы. Для выяснения причин нам нужно будет провести дополнительное исследование.
Также в своем исследовании мы увидели, что будущие преподаватели по своим личностным характеристикам в целом имеют склонность к работе учителем и развитию педагогических способностей. Студенты обладают достаточным уровнем интеллекта, восприимчивы к новым знаниям, что присуще молодости, правда обладают низким уровнем воображения, но полезность этой характеристики неоднозначна. В эмоционально-волевом плане будущие учителя обязаны будут справляться со всеми трудностями, которые могут возникнуть при освоении профессии. Абсолютное большинство студентов психологически устойчивы, а, как известно, педагогическая деятельность связана с постоянным стрессом. Студенты обладают достаточным уровнем самоконтроля и высокой организованностью. В коммуникативном плане тревогу может вызывать зависимость более, чем половины студентов от группы. Для овладения всеми навыками педагога, им нужно будет забывать о группах и становится более самостоятельными и независимыми.
В задачах своего исследования мы поставили вопрос о верно выбранной профессии студентами. Проанализировав типы социальной направленности личности, мы увидим, что наиболее популярен социальный тип личности, свойственный учителям. Также часто встречается интеллектуальный тип, располагающий к научной деятельности. Но странным выглядят часто встречаемые предприимчивый тип и конвенциальный (11 человек из 30), которые казалось бы не имеют никакого отношения к педагогической деятельности. Однако проанализировав конкретно педагогические способности, это число уменьшилось до 8 человек, у которых педагогические способности развиты слабо. 3 человека, несмотря на преобладающий «чужой» тип, имеют неплохие способности и к собственно педагогической деятельности.
В педагогической деятельности, как в деятельности построенной на взаимодействии людей, огромное значение имеет отношение педагога с окружающими людьми. В нашем исследовании неподходящим под работу педагогом типом отношений с окружающими обладают около 10 человек (в зависимости от того, как рассматривать некоторые спорные типы), что опять же близко к нашим предыдущим данным.
Таким образом, мы можем дать ответ на вопрос правильности нашей гипотезы, гласящей, что у большинства студентов педагогических ВУЗов слабо развиты педагогические способности по причине неверного выбора своей профессии. Нашу гипотезу нельзя назвать безосновательной: действительно, среди студентов педагогических специальностей немало тех, кто не обладает педагогическими способностями и никогда не будет работать преподавателем, однако их доля не так велика, как мы думали, и их явно не большинство. Большая же часть студентов педагогических ВУЗов с любовью относятся к своей профессии и не ошиблись с ее выбором.
Целью исследования было установить значение педагогических способностей и их развития. На основе теоретических психологических исследований мы установили, что под способностями определяют индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким.
О талантливости педагога можно говорить, если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе