В своей работе о педагогических способностях мы выдвинем гипотезу о том, что у большинства студентов педагогических ВУЗов слабо развиты педагогические способности по причине неверного выбора своей профессии. Для этого нам вначале нужно будет выяснить, действительно ли педагогические способности студентов педагогических ВУЗов развиты слабо, а затем определить степень влияния неверного выбора своей профессии.
В работе будут использованы сразу несколько методик, которые позволят нам более полно охватить проблему и сделать более объективные методы.
Мы будем использовать методы педагогического наблюдения, тестирования, анкетирования, математико-статистической обработки результатов.
Тестирование будет состоять из оценки личностных свойств при помощи тестов Кеттела, а также теста на профессиональную ориентацию – тест определения профессионального личностного типа Голланда.
Анкетирование будет включать в себя две методики – методику «педагогической ситуации» и методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.
В ходе математико-статистической обработки результатов мы постарались выявить общие тенденции и проверить правильность выдвинутой нами ранее гипотезы.
Практическая значимость этого вопроса обуславливается, во-первых, продолжающимся курсом государства на гуманизацию и демократизацию образования, что подразумевает индивидуально-личностный подход к объекту обучения и воспитания.
Во-вторых, более серьезными требованиями к уровню подготовленности учащихся к жизни в обществе. Это связано со стремительным ростом информационных технологий, внедрением нового оборудования на предприятиях, появлением сложных систем управления и т.п.
Подготовить такого учащегося может лишь педагог, который сам способен донести необходимые знания, заинтересовать учащихся в своем предмете, открыть новые грани понимания изучаемого.
В-третьих, способности, как показывают исследования многих ученых, не являются чем-то аморфным и неупорядоченным, они имеют свою структуру, которая обуславливается рядом факторов, о которых речь пойдет ниже. Знание данной структуры, ее учет, позволяет более плодотворно выявлять определенные способности, а также вести работу по их развитию у студентов-педагогов, актуализирует у последних критическую саморефлексии по отношению к своей учебной деятельности, а также будущей профессиональной.
Сказанное выше, таким образом, указывает на актуальность обращения к проблеме педагогических способностей, в контексте изучения их структуры.
Актуальность проблемы педагогических способностей подтверждается и тем, что она достаточно широко представлена в трудах многих исследователей.