“Дневник здоровья” предназначен для учащихся начальной школы, позволяет контролировать состояние своего здоровья в течение учебного года и повышает интерес к здоровому образу жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.
Девиз:
Я расту и учусь быть здоровым!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся.
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся.
В школу смело отправляйся![4,c.102]
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей.
Здоровье школьников во многом зависит от организации учебного процесса и условий жизни детей в школе. К сожалению, многие дети приходят учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия, направленные на повышение защитных сил детского организма, на снижение интенсивности стрессовых воздействий. В этих условиях учитель может использовать “Дневник здоровья”.
“Дневник здоровья” позволит развить у младших школьников мотивационные основы сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья.
На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
Содержание “ Дневника здоровья” может быть использовано для индивидуальной и коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы дома.
В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), группу крови, цвет волос, глаз.
В “Дневник здоровья” включены следующие основные темы:
Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.
Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.
Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), и их связь с возникновением заболеваний человека.
Правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в экстренных случаях.
Экстремальные ситуации, определение потенциальной опасности, необходимость точных действий детей в экстремальных случаях.
Изучение этих тем начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с 1-го по 4-й класс учебный материал углубляется и усложняется. “Дневник здоровья” учащиеся начинают вести со второго класса и продолжают в третьем и четвертом.
В работе с “Дневником здоровья” могут быть использованы следующие приемы:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка сценок, спектаклей;
разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов;
выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, аутогенные тренировки, концентрацию внимания, развитие воображения, точечный массаж, валеологический самоанализ;
рисование и раскрашивание рисунков;
составление и решение кроссвордов;
составление режима дня;
составление меню;
заполнение анкет, тестов;
придумывание значков, загадок;
составление пословиц [16,c.205].
Работа с “Дневником здоровья” поможет учителю решить задачи:
исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
формировать установку на здоровый образ жизни;
сохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
научить учащихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
Работа с “ Дневником здоровья” помогает усвоить учебный материал, делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, а так же способствует развитию у школьников процессов самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.
В старину говорили: “Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами”.