Проблема развития зрительной памяти у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
С.И.Ожегов в «Толковом словаре» определил память как способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. Как показали исследования зарубежных ученных В.Штерн, Э. Мейлан, Ф. Фребеля, а так же отечественных психологов П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, З.М. Истоминой, И.П.Зинченко, А.В.Запорожца, Л.С. Выготского, память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний личного опыта, формирования навыков [15]. Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребенку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания [41].
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности».
Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью различна, поэтому каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания.
Дети еще не могут поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяют для этого специальных приемов.
На этом возрастном этапе ведущим видом памяти является образная память. Чтобы образ качественно запечатлелся в памяти, необходимо его зрительно воспринять. Поэтому, развитие качественной образной памяти невозможно без развития зрительной памяти.
По определению Р.С. Немова зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для человека. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Работа по развитию зрительной памяти наиболее эффективно реализуется в игре, поскольку игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, оказывающий существенное влияние на развитие всех сторон психики ребенка. В игре непроизвольно запечатляется материал, на запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей. Большая роль отводится дидактическим играм [36].
Дидактическая игра создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Влияние дидактических игр на развитие памяти изучали В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.М. Житникова, Д.В. Менджерицкая, А.И. Сорокина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова. Ценность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая определенные трудности [18].
Таким образом, тему курсовой работы «Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста в дидактических играх» можно считать актуальной, поскольку развитие разных видов памяти в значительной степени влияет на психическое развитие ребенка.
Объект – процесс развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Цель – подобрать серию дидактических игр, направленных на развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста эффективно, если учебно-воспитательный процесс будет включать в себя три этапа:
1) развитие восприятия, способствующее накоплению представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
2) проведение дидактических игр с постоянной опорой на образец, направленных на развитие зрительной памяти;
3) проведение дидактических игр с постепенным усложнением без постоянной, наглядной опоры на образец.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить закономерности развития зрительной памяти у дошкольников.
2. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить условия для оптимального развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста
4. Подобрать серию дидактических игр, способствующих развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и задачами исследования определены методы:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• наблюдение;
• тестирование;
• ранжирование.