Диагностика зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 162 города Тулы.
В диагностическом исследовании участвовало 7 детей старшего дошкольного возраста, приблизительного одного уровня развития
www.ektu.kz Вероника Ч. |
5 г. 5 м. |
Вова К. |
5 г. 3 м. |
Никита С. |
5 г. 6 м. |
Люсинэ Р. |
5 г. 9 м. |
Кирилл К. |
5 г. 7 м. |
Эдик М. |
5 г. 4 м. |
Никита Е. |
5 г. 9 м. |
Цель диагностической работы: выявить уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Из психолого-педагогических исследований подобрать критерии для определения уровня развития зрительной памяти.
2. Подобрать диагностические методики для определения уровня развития зрительной памяти.
3. Выявить уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Люблинская А.А., Истомина З. М., Смирнов А.А. рекомендуют оценивать уровень развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста по ее основным свойствам:
Объем - показатель количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые представляют собой образы сочетаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности.
Точность - показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала.
Длительность сохранения - показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задачи, т. е. время от предъявления информации до осуществления цели действия.
Для определения уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста можно предложить подгруппе детей игры, предложенные в качестве диагностических методик Г.А. Урунтаевой «Запомни картинки»; Р.С. Немовым «Узнай фигуру»; В.Г. Каменской «Театр».
Диагностическая методика «Запомни предметы»
Цель: определение объема зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение: ребенку показывают предметы, предварительно объясняя, что он должен запомнить их как можно точнее.
Инструкция: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Материал располагается хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции - 20 секунд.
Условия проведения: проводится индивидуально с каждым ребенком на зрительном материале.
Материал: 10 предметов мало знакомых ребенку.
Оценка результатов:
Высокий |
3 балла |
Из 10 предъявленных предметов воспроизводит 6 - 7 |
Средний |
2 балла |
Из 10 предъявленных предметов воспроизводит 4 – 5 |
Низкий |
1 балл |
Из 10 предъявленных предметов воспроизводит 1 – 3 |