Программа развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Современное образование » Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх » Программа развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Страница 1

Целесообразное использование дидактических игр позволяет говорить об успешном развитии зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:

1) Определить условия для оптимального развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста;

2) Подобрать серию дидактических игр для развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

Для организации работы определились педагогические условия, способствующие развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста:

• целенаправленную, систематическую работу по развитию зрительной памяти;

• содружественную работу воспитателя с детьми, воспитателя с родителями и психологом;

• самостоятельное проведение игр.

Для развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие серии дидактических игр, предложенные З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», Л.М. Житниковой «Учите детей запоминать», Л.Ф. Тихомировой «Познавательные способности», Л.В. Фоминой по сенсорному развитию («Нарисуй фигуры»; «Четвертый лишний»; «Нарисуем по памяти фигуры»; «Озорной котенок»; «Пуговицы»; «Запомни картинки»; «Кто быстрее соберет»; «Что изменилось?»; «Дверная скважина»; «Живописец»; «Узнай что это?»; «Паровозик»; «Парочки (птицы)»; «Что к чему?»; «Лото (цифры)»; «Домино»; «Построй такую же»; «Что исчезло?»; «Запомни порядок»; «Чей силуэт»; «Шкафчики»; «Кому что нужно?»).

Дидактические игры целесообразно проводить как в первую половину дня, так и во вторую, включать в структуру занятий, обогащая предметно-игровую среду, стимулируя возникновение интереса к дидактическим играм в свободное время. Большую роль играет эстетическое оформление игр, включение их различные виды деятельности, усложнение содержания игр (с наглядной опорой и без нее).

Работу по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста целесообразно разбить на три этапа:

1) развитие восприятия, способствующее накоплению представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

2) проведение дидактических игр с постоянной опорой на образец, направленных на развитие зрительной памяти;

3) проведение дидактических игр с постепенным усложнением без постоянной, наглядной опоры на образец.

Решая задачу первого этапа нужно направить работу на развитие восприятия, способствующего накоплению представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Зрительный канал ребенка, по которому поступает основная информация, часто перегружен, поэтому надо использовать и другие каналы. Содержанием работы могут стать тактильные упражнения, игры, направленные на различные операции с предметами, в которых ребенок узнает об их свойствах, научится видеть специфические качества, обогащающие его чувственный опыт.

С целью закрепления знаний можно провести дидактические игры по сенсорному развитию, предложенные Л.В.Фоминой, А.К. Бондаренко из серии «Игры с предметами» для детей старшего дошкольного возраста («Кто быстрее соберет?», «Дощечки», «Пуговицы», «Чудесный мешочек», «Из чего сделано», «Четвертый лишний»; «Найди такую же», «Найди пару»).

Руководство развитием памяти детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими различного материала. Усложнение задач на сравнение, анализ, обобщение, классификацию позволит активизировать умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечить возможность непроизвольного запоминания ими разнообразных объектов.

На втором этапе можно провести дидактические игры с постоянной опорой на образец, предложенные З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой, З.М. Житниковой, Л.В.Фоминой: «Запомни порядок», «Пуговицы», «Запомни и нарисуй», «Путаница», «Найди такую же», «Чей силуэт?», «Рисуем по памяти узоры», «Шкафчики», «Что исчезло?», «Кто ушел?», «Угадай, чего не стало?», «Что изменилось?», некоторые игры можно усложнить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация